Наталия Ржепишевская родилась 4 (17) января 1904 года в Харькове в семье известного архитектора Александра Ржепишевского.
Занималась во многих танцевальных студиях и, в их числе, в студии Льва Лукина. Дебют Наталии Глан как хореографа состоялся в 1924 году на концертной программе танцевальных номеров на музыку Фредерика Шопена на сцене московского Камерного театра. В своей первой постановке Глан использовала средства пластического танца и эксцентрики. Некоторые из этих танцев были перенесены затем на эстраду («Галантерейный» Э. Мея, «Репортёр» Александра Румнева, «Эстрадная певица» Галины Шаховской).
Восприняв стилистику Николая Фореггера, в своей хореопантомиме на музыку Юрия Милютина «Иван Маляр и четыре франта» в исполнении хореографического отделения Техникума сценических искусств Наталия Глан в нескольких сатирических, памфлетных танцевальных сценках вывела на эстраду типы современной улицы — торговок, милиционеров, беспризорников.
Наталия Глан поставила танцы в спектаклях Александра Таирова «День и ночь» (1926), «Любовь под вязами» (1926) и создала пластику в премьерном спектакле Всеволода Мейерхольда «Клоп» по пьесе Владимира Маяковского (1929).
В начале 1930-х годов работала в московском и ленинградском мюзик-холлах. Глан ставила танцы в спектаклях «Как 14-я дивизия в рай шла», «Под куполом цирка» и др.
Танцам Глан, по замечанию Натальи Шереметьевской, был присущ «острый гротесковый рисунок движений в сочетании с бытовыми жестами». Она «отрицала танцевальную технику как самоцель, стремясь подчинить её сценической образности».
В 1926 году Наталия Глан сыграла главную роль в первом фильме своего мужа Бориса Барнета и Фёдора Оцепа «Мисс Менд».
Так же, как и её сестра Галина Шаховская, Наталия Глан была дружна с Любовью Орловой.
В последние годы жизни была ассистентом оперного режиссёра Бориса Покровского в Большом театре. Её смерть стала для Покровского большой потерей:
…Мне посчастливилось работать в Большом театре с Наталией Александровной Глан, обладавшей исключительным дарованием и прекрасным душевным и профессиональным комплексом для деятельности ассистента режиссёра. Она безраздельно доверяла постановщику и стопроцентно «присваивала» себе его идеи. Это была не служба, это было служение. |
Умерла 12 сентября 1966 года в Москве. Урна с прахом захоронена на Новом Донском кладбище.
Наум Габо (Неемия Беркович Певзнер) родился 5 августа 1890 года в Брянске. Его родители Борис (Берко) Григорьевич Певзнер и Агрипина (Фанни) Борисовна Певзнер (ур. Озерская). В возрасте 15-ти лет переехал в г. Томск. В 1904 г. он был исключен из брянской школы за не слишком любезные стихи в адрес директора, в 1907 г. ненадолго арестовывался за участие в распространении нелегальной литературы среди рабочих и крестьян. Тогда же начались его первые опыты в живописи.
С 1910 г. Наум Певзнер учился в Мюнхене, сначала на медицинском факультете университета, затем в политехническом институте. Не забывал и о живописи — посещал лекции по истории искусств, путешествовал по Италии, где главной его целью были местные музеи.
К искусству Певзнер обратился по примеру старшего брата, художника Натана (Антона) Певзнера. Первые работы - "конструктивные головы" из дерева и металла - были им созданы в 1915 году, во время пребывания в Осло. Он подписал их псевдонимом Габо, чтобы отличить себя от брата Антуана.
В марте 1917 года братья Певзнер вернулись в Россию. В 1920-х году преподавал во ВХУТЕМАСе, работал в Отделе изобразительных искусств при Наркомпросе.
готовил различные художественные проекты, выпускал журнал. Совместно со скульптором Г. Клуцисом братья организовали на Тверском бульваре в Москве уличную выставку своих работ. Тогда же, в 1920 году, Габо выполнил и знаменитую "Кинетическую конструкцию", приводившуюся в движение электромотором и ставшую прообразом "мобилей", делает образцы монументальной утилитарной пластики, в частности проект радиовышки в Серпухове.
В 1920 году в Москве Наум Габо с братом Натаном Певзнером выпустили «Реалистический манифест», отстаивая идею «глубины» как единства пространства и времени, движения и массы, но отвергая линию, объём и цвет как чисто внешние, «живописные» элементы. Идеи манифеста значительно повлияли на искусство и архитектуру XX века. Главная мысль манифеста:
«Пространство и время-единственные формы, в которых строится жизнь, и стало быть, должно строиться искусство». Впоследствии Габо развил идеи манифеста в концепцию «конструктивной скульптуры»: «…Я строю ее образ из ничего. Образ рождается изнутри, и пространство также является важной его частью»; «Я не отделяю содержание от формы, они едины. Произведение не говорит о чем-то: оно существует само по себе»; «Я говорю о своем произведении, что его могла бы создать природа, но не создала. Однако природа делает это через меня, а я создан природой… Произведение абстрактно только в своем методе».
В 1922-м году Габо едет в Берлин, чтобы принять участие в выставке русского искусства Erste Russische Kunstaustellung. Он остается в Германии, где живет и работает до 1932-го года. К тому времени он уже получил известность, одна за другой устраивались его персональные выставки. Преподавал в Баухаусе.
В 1927 году совместно с братом оформил для Дягилева балет Анри Соге «Кошка».
С 1932 по 1936 он живет в Париже, Знакомится с Модильяни и Архипенко, которые оказали заметное влияние на формирование его художественного стиля, а затем уезжает в Англию, где оказал сильное влияние на британский художественный авангард (Б. Николсон, Б. Хепуорт, Л. Мартин). Там вместе с английским архитектором Лесли Мартином и английским художником-абстракционистом Беном Николсоном он работает над книгой Circle: International Survey of Constructive Art, которая выходит в 1937-м году, а также участвует в ряде выставок. Женится на англичанке Мириам Израэльс, в 1941 у них родится дочь Нина-Серафима.
Посетив в 1938-м году США, он возвращается в Англию, где живет до окончания Второй мировой войны, а в 1946-м вместе с семьей переезжает в Штаты. Он читает лекции в Йеле, Гарварде и Чикагском университете.
В 1944 году Наум Габо становится членом Союза исследователей дизайна (Design Research Unit) и разрабатывает дизайн автомобилей «Jowett». Получив в 1952-м году американское гражданство, Габо продолжает активно заниматься творчеством и преподаванием.
В СССР он приезжал только один раз в 1962 г., посетил Москву и Ленинград для встречи с братьями Алексеем, Еремеем и Марком, оставшимися в России.
Наум Габо был лауреатом многочисленных премий в области искусства, членом Королевской академии искусств в Стокгольме, почетным доктором Королевского колледжа искусств в Лондоне, одним из 50-ти почетных членов Американской академии литературы и искусств. Среди его работ — картины, рисунки, скульптуры, архитектурные сооружения.
Николай Заболоцкий родился в 1903 году на ферме недалеко от Казани. Его отец, Алексей Заболоцкий, работал агрономом, управлял частным хозяйством и внедрял новые методы земледелия, чтобы увеличить урожаи. В 1905 году он открыл курсы для пчеловодов, где сам же преподавал. Мать будущего поэта, Лидия Дьяконова, преподавала в сельской школе. После замужества она оставила работу и воспитывала шестерых детей. Николай Заболоцкий был старшим из них.
В доме было много книг. Заболоцкий вспоминал: «С 1900 г. отец выписывал «Ниву», и понемногу из приложений к этому журналу у него составилось порядочное собрание русской классики, которое он старательно переплетал и приумножал случайными покупками. Этот отцовский шкаф с раннего детства стал моим любимым наставником и воспитателем». Дети много времени проводили на свежем воздухе. Отец часто брал Николая Заболоцкого в поле, показывал, как правильно сажать растения и ухаживать за ними.
В 1910 году отец нашел новую работу, и семья переехала в село Сернур Уржумского уезда (сейчас это территория Республики Марий Эл). Поэт писал: «Мои первые неизгладимые впечатления природы связаны с этими местами. Вдоволь наслушался я там соловьев, вдоволь насмотрелся закатов и всей целомудренной прелести растительного мира». В семь лет Николай Заболоцкий сочинил первое стихотворение, а вскоре решил стать писателем. Он много читал, а потом пересказывал сюжет книги друзьям в селе. В 1912 году, когда в России праздновали 100-летие победы в Отечественной войне , будущий поэт рассказывал о жизни Наполеона, полководцев Михаила Кутузова и Михаила Барклая-де-Толли. Поэт вспоминал: «Мы, дети, очень увлекались рассказами об этой войне. Летом мы целыми днями играли в войну: наделали себе из бумаги треуголок, из палок — сабель, пик, ружей, и храбро сражались с крапивой, которая изображала собой французов».
В 1913 году Николай Заболоцкий поступил в Уржумское реальное училище. Его любимыми предметами стали история, рисование и химия: с разрешения отца будущий поэт по выходным проводил опыты в сарае. Не бросал Заболоцкий и литературу: много читал и писал сам. Особенно увлекали его стихотворения Александра Блока и Константина Бальмонта. На старших курсах он сочинил поэму «Уржумиада» о жизни в селе Сернур. В 1917 году, когда началась революция, в уезд приехали агитировать за советскую власть представители столичной интеллигенции: музыканты, учителя, актеры. Заболоцкий вспоминал: «Некоторые из них поощряли мои литературные опыты, советовали больше работать, ехать в центр. Намерение сделаться писателем окрепло во мне».
В 1921 году Николай Заболоцкий переехал в Петроград, где поступил на факультет русского языка Третьего Петроградского педагогического института им. Герцена (сегодня — Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена). Свое студенчество он вспоминал как «хроническое безденежье и полуголодное существование». Чтобы заработать денег, Заболоцкий разгружал корабли в портах, устраивался разнорабочим. На старших курсах он посещал собрания литературного кружка «Мастерская слова», где увлекся поэзией Велимира Хлебникова и Осипа Мандельштама. Заболоцкий продолжал сочинять и собственные стихи. В автобиографии он писал: «В 1925 году я окончил институт. За моей душой была объемистая тетрадь плохих стихов, мое имущество легко укладывалось в маленькую корзинку».
В 1929 году у Николая Заболоцкого вышел первый сборник стихотворений «Столбцы». Это была сатира на обывателей, которые сохранили старые привычки в новой стране. В книгу вошло 22 стихотворения: «Игра в снежки», «Народный быт», «Белая ночь», «Рыбная лавка», «Ивановы» и другие. Тираж разошелся в несколько дней. После выхода сборника Заболоцкий писал: «Книжка вызвала в литературе порядочный скандал, и я был причислен к лику нечестивых». В 1930 году поэт перевел для детей поэму грузинского писателя Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».
(1892-1954) был самым загадочным и выдающимся представителем музыкальной культуры русского зарубежья. Его творчество всячески препарируют и изучают, о нём пишут дисертации, а большинство соотечественников даже не слышали об этом русском композиторе...
Получив образование в Московской и Петербургской консерваториях, он эмигрировал после октябрьской революции во Францию, где и провёл большую часть своей жизни. Там по сегодняшний день находится всё его наследие.
Вообще всё первое двадцатилетие XX века было уникально и стало высочайшей кульминацией взаимного притяжения двух культур. Это время ознаменовалось тремя событиями — Всемирной выставкой 1900 года в Париже, «Русскими сезонами» Сергея Дягилева (1909-1929) и многотысячным притоком русских беженцев во Францию после 1917 года. Каждое из этих событий внесло свою лепту в культурный диалог. Эпоха модернизма в России и во Франции интересна тем, что в этот момент многие аспекты совпали настолько, что даже объективные различия культур в определённый момент оказались как бы сглаженными.
Исторические реалии, связанные с массовой эмиграцией, сыграли важную роль и в судьбе постскрябинского направления. Его частичное перемещение за границу привело к тому, что эта линия русской музыки, включавшая в себя уникальный сплав особой исполнительской манеры и новаторской композиторской техники, разделилась на отечественную и зарубежную. Символично и то, что именно во Франции искусство двух последователей Скрябина, одним из которых был Обухов, а другим -композитор Иван Вышенградский, нашло приют, а также поддержку и понимание отдельных представителей французской художественной элиты.
Чем же так заинтересовал Обухов музыковедов? Всё просто: примерно около 1915 года Обухов изобрел свою систему музыкальной нотации, возмутившую Николая Метнера, с которым Обухов поделился своим замыслом. Композитор одним из первых стал изобретать электроакустические инструменты — эфир, кристалл, волны и наиболее известный звучащий крест (Croix Sonore, 1929), за создание которого современники назвали его «Страдивари радиоэлектронной музыки».
Крест представляет собой расположенную на уровне человеческого роста стеклянную сферу с крестом внутри, в центре креста помещен алмаз. Звук возникает при приближении или удалении рук исполнителя, при этом изменяются громкость и высота звука (за несколько лет до Обухова этот же принцип получения музыкальных звуков был реализован Львом Терменом).
Н. Р. Эрдман родился 3 (16) ноября 1900 года в Москве в семье мещанина Роберта Карловича и Валентины Борисовны Эрдман. Отец был лютеранином, а мать православной. В 1920-е член группы имажинистов, опубликовал несколько стихотворений. Затем с огромным успехом выступил как драматург: пьесы «Мандат» и «Самоубийца» быстро выдвинули Эрдмана в первые ряды литераторов того времени; острая сатира и драматический пафос этих пьес привлекли внимание советской цензуры. Эрдман выявлял абсурд советской действительности, о которой один из персонажей пьесы «Самоубийца» говорил: «В настоящее время, гражданин Подсекальников, то, что может подумать живой, может высказать только мёртвый». Пьеса была в итоге запрещена. Работал также как сценарист. В октябре 1933 года за политически острые стихи и пародии был арестован вместе со своим соавтором-сценаристом В. З. Массом (их фамилии сняли из титров фильма «Весёлые ребята»), сослан на 3 года — сначала в Енисейск, в 1934 переведён в Томск. В 1936 году Эрдмана освободили без права жительства в столице, разрешили поселиться в Калинине, затем он жил в Вышнем Волочке, Торжке, Рязани. Осенью 1941 года, как все поражённые в правах ссыльнопоселенцы, был отправлен в глубокий тыл. При проезде через Саратов эшелон с эвакуированными задержался. В это время в Саратовском ТЮЗе работал эвакуированный МХАТ. На имя директора МХАТ народного артиста СССР И. М. Москвина пришло письмо, подписанное Л. П. Берия с предложением Эрдману стать автором ансамбля песни и пляски НКВД. По этому письму Эрдмана сняли с эвакоэшелона и отправили в Москву, к новому месту работы. Ещё в 1928 году познакомился с А. О. Степановой, с которой долго был связан непростыми, даже трагическими отношениями: оба тогда имели семьи. Всё время ареста и ссылки состоял с ней в переписке. Однако она предпочла иной путь: через некоторое время, после развода с мужем, стала женой номенклатурного партийного писателя Александра Фадеева. Переписка Степановой и Эрдмана сохранилась, и через много лет, в 2007 году, была издана. После войны Эрдман писал сценарии к фильмам, работал в московском театре на Таганке. Н. Р. Эрдман умер 10 августа 1970 года. Похоронен в Москве на новом Донском кладбище.