Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
 27 Сен 2023 14:20

Авангардисты: Ольга Ивановна Лешкова, Павел Яковлевич Зальцман, Ростислав Николаевич Барто, Семён Исаакович Кирсанов, Сергей Митрофанович Городецкий

Ольга Ивановна Лешкова

 

Ольга Ивановна Лешкова  — российский и советский литератор, музыкант. Одна из создателей и участников литературно-художественной группы русских футуристов «Бескровное убийство», автор замысла и текстов почти ко всем номерам одноимённого журнала.

Ольга Ляшкова родилась 3 декабря 1883 года в Гельсингфорсе в семье окружного прокурора и судьи Петербургского военно-окружного суда Ивана Денисовича Ляшкова и пианистки, преподавателя музыки, сотрудницы (1895—1917) Депо по продаже и прокату пианино и роялей в Павловске Виктории Матвеевны Ляшковой. Сестра-близец балетного критика и мемуариста Дениса Лешкова. Получила гимназическое и музыкальное образование в Санкт-Петербурге.

Предположительно в конце 1900-х — начале 1910-х годов Ляшкова познакомилась с Михаилом Ле-Дантю и была связана с ним до его смерти в 1917 году. С 1914 года их связало общее дело — футуристический кружок «Бескровное убийство», идея которого восходила к 1911—1913 году. Другой участник «Бескровного убийства», Янко Лаврин, называл Лешкову «весёлой и необыкновенно остроумной приятельницей художника Ле-Дантю». Ещё один участник «Бескровного убийства», Николай Лапшин, называл Ольгу Лешкову «добрым гением» Михаила Ле-Дантю. После ухода Ле-Дантю на фронт в начале 1916 года Лешкова постоянно писала ему письма. Современный исследователь характеризует отношения Лешковой и Ле-Дантю на основе её писем как «глубоко доверительные, а порой и интимные».

Ольга Лешкова была автором замысла «домашнего» журнала «Бескровное убийство» и текстов почти ко всем его номерам и автором музыки к инсценировке первой заумной драмы Ильи Зданевича «Янко крУль албАнскай», поставленной 3 декабря 1916 года в мастерской Михаила Бернштейна. Импульсом к написанию пьесы для Зданевича послужил «Албанский выпуск» журнала «Бескровное убийство», а саму пьесу Зданевич посвятил Ольге Лешковой.

В 1917—1918 годах Ольга Лешкова вела организационную и частично редакторскую работу литературно-художественной артели «Сегодня».

В первой половине 1930-х годов Лешкова передала в Государственный литературный музей документальные и художественные материалы, связанные с Михаилом Ле-Дантю.

В конце 1930-х годов Лешкова числилась экскурсоводом Ленинградского музея городской скульптуры, откуда была уволена 2 августа 1941 года.

Погибла во время блокады Ленинграда 17 февраля 1942 года.

Ольга Ивановна Лешкова
Ольга Ивановна Лешкова 

Павел Яковлевич Зальцман

Павел Зальцман родился в Кишинёве, младшим (третьим) ребёнком в семье кадрового офицера царской армии. Вскоре семья перебралась в Одессу, а с 1917 года — скиталась по южной Украине, дольше всего задержавшись в Рыбнице и Одессе; и наконец, в конце августа 1925 года прибыла в Ленинград. После окончания в 1929 году последних трёх классов ленинградской 1-й советской средней школы работал иллюстратором в ленинградских журналах «Резец», «Перелом», «Стройка», «Юный пролетарий» (1931—1932). С 1928 года — стажёр на киностудии «Белгоскино» у художников А. А. Арапова и В. Егорова. В 1929 году познакомился с П. Н. Филоновым, стал его последователем и членом группы «Мастеров аналитического искусства». Одновременно стал членом ЛОССХа, однако после войны членство не возобновил. С 1930 года работал на Ленфильме, в 1932—1940 годах участвовал в киноэкспедициях на Урал, Памир, в Карелию, Забайкалье, Среднюю Азию и Крым. В 1935 году женился на бывшей однокласснице Розе Зальмановне Магид. Первый блокадный год работал проектировщиком маскировочных работ на обороне Ленинграда. Родители погибли от голода в блокадном Ленинграде зимой 1941—1942 года. 27 июля 1942 года был эвакуирован из города с «Ленфильмом» и 20 августа прибыл в Алма-Ату. В Казахстане был распределён на работу в ЦОКС (Центральную объединённую киностудию), располагавшуюся там в годы войны. В 1944 году, когда киностудии «Ленфильм» и «Мосфильм» вернулись из эвакуации, был лишён возможности уехать из Алма-Аты — за ним, как за немцем по паспорту, был закреплён статус спецпоселенца. Работал художником-постановщиком киностудии Казахфильм. С 1948 года преподавал историю искусства в художественном училище, Архитектурной академии, педагогическом институте, на филологическом факультете Казахского университета и на сценарных курсах при киностудии Казахфильм. Писать стихотворения и дневники начал ещё в детстве, романы «Щенки» и «Средняя Азия в средние века» — в 1930-х годах в Ленинграде (под впечатлениями поездок в Забайкалье и на Памир, и под влиянием обэриутов, с которыми его познакомили старшие ученицы Филонова — Татьяна Глебова и Алиса Порет). Публикации его литературного наследия, однако, появились лишь посмертно, сначала в Израиле, затем — в России, под редакцией дочери художника Елены (Лотты) Зальцман (род. 1940), его зятя Алексея Зусмановича и внучки — искусствоведа Марии Зусманович. В настоящее время готовятся к публикации роман «Средняя Азия в средние века» и цикл ориентальных рассказов.

Павел Яковлевич Зальцман
Павел Яковлевич Зальцман 


Ростислав Николаевич Барто

Ростислав Николаевич Барто (26 декабря 1902-1974)— русский советский художник — живописец, график, мастер пейзажа. Член общества художников «Цех живописцев», МОСХа.

Барто Р.Н. родился в Москве в 1902 г. После окончания Московского реального училища в 1922 г. поступает на графическое отделение московского ВХУТЕМАСа, где занимается в классах В.Фаворского, И.Нивинского и П.Павлинова. В 1926 г. переводится на живописное отделение в класс А.Шевченко и в 1929 г. завершает образование. Еще в студенческие годы Барто вступает в художественное объединение «Цех живописцев» и участвует в выставках группы. В 1929 г. Барто принят в члены ОСТа и участвует во многих зарубежных выставках в Стокгольме, Берлине, Вене, где чаще всего его работы приобретаются музеями и коллекционерами. https://vk.com/album-61546782_233246236

С конца 1929 г. увлекся экспериментами в новой области – монотипии, интересные возможности которой ему открыл А.В.Шевченко. И так преуспел в артистизме исполнения, что пятнадцать ранних листов поступили в гравюрный кабинет Музея изящных искусств. В конце 20-х гг. он совместно с А.Шевченко путешествует по Кавказу, где принимает наивную механику примитива и композиционную знаковость искусства Востока, что найдет отражение в его живописных работах. По впечатлениям – десятки картин маслом, темперой, монотипии.

"Творчество Ростислава Николаевича Барто относится к тем немногочисленным явлениям в художественной жизни социалистической России, которые описывают неоднозначный общественный статус искусства и сложные отношения художника с действительностью через гипертрофированный эстетизм, не свойственный основному корпусу текстов времени; в работах Барто, так же, как и в произведениях Бориса Смирнова-Русецкого, Юрия Юркуна, Ольги Гильдебрандт, Михаила Соколова или Антонины Софроновой это качество развивалось до прямого вызова стандартам эпохи героического реализма и ограничения культурных высказываний границами личных отношений и форматом необщего дела.

Одиозность этого жеста подчёркивается откровенной апелляцией к культуре эпохи декаданса, происходящей из ясного понимания завершённости многовекового европейского культурного проекта. Ещё не получив профессионального образования, совсем молодой художник обращается к наследию серебряного века, который в паническим синтетизме ищет возможность возвращения к истокам цивилизации на новой ступени истории и направления (или перенаправления) её к «новой жизни». Художник не верит в то, что «новое» каким-то образом связано с политической риторикой. Вопрос времени звучит так: что представляет собой культура, которая приходит на смену ушедшей? На создание какой культуры человек нового времени направляет свои силы?

Ростислав Николаевич Барто
Ростислав Николаевич Барто 

Семён Исаакович Кирсанов

Семён Исаакович Кирсанов (настоящая фамилия — Кортчик) — русский советский поэт. По мнению академика Михаила Гаспарова, Кирсанов — создатель рифмованной прозы в русской литературе. Ученик Владимира Маяковского, в молодости — один из последних футуристов. Начиная с 1930-х годов, неоднократно обвинялся критикой в формализме. Склонность к поэтическим экспериментам сделала его творчество многогранным. Жизненные трагедии и драмы (ранняя смерть первой жены, расставание со второй, собственная смертельная болезнь) отразились во многих его произведениях. Оказал значительное влияние на поэтов послевоенного поколения. На стихи Кирсанова написаны песни, в том числе широко известные («У Чёрного моря», «Жил-был я», «Эти летние дожди»), романсы, сюиты, оратория, опера, а также вокальная симфония Дмитрия Шостаковича.
В 1922 г. организовал Одесскую ассоциацию футуристов, участвовал (как автор пьес и актер) в создании авангардистского молодежного театра и придумал себе псевдоним — Корсемов (сочетание первого слога фамилии и первого слога имени), который позже переделал в Кирсанов.

Тогда же начал публиковаться в городских газетах «Станок», «Одесские известия», «Моряк».

В 1922 г. стихотворения Кирсанова вызвали серьезный интерес у приехавшего в Одессу Владимира Маяковского. В 1924 г. Кирсанов приехал в Москву на I съезд пролетарских писателей. В 1925 г. Кирсанов окончательно переезжает в Москву.

Семён Исаакович Кирсанов
Семён Исаакович Кирсанов 

Сергей Митрофанович Городецкий

Сын писателя-этнографа Митрофана Ивановича Городецкого. Окончил 6-ю Санкт-петербургскую гимназию, в 1900-е годы учился на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета одновременно с Александром Блоком (не окончил) и с этого времени увлёкся поэзией. В 1905 посещал «башню» Вячеслава Иванова. В 1906—1907 годах опубликовал книги стихов «Ярь», «Перун», «Дикая воля» — это были символистские произведения с фольклорным уклоном. Но в 1910-е гг. Городецкий разошёлся с символистами и в 1912 стал одним из организаторов Цеха поэтов. В 1915 протежировал так называемым «новым крестьянским поэтам» (С. Есенин, С. Клычков, Н. Клюев, А. Ширяевец). С осени 1916 года находился на Кавказском фронте Первой мировой войны в качестве представителя Союза городов и военного корреспондента. Позднее некоторое время работал санитаром в лагере для больных сыпным тифом. После Октябрьской революции издал книгу стихов «Ангел Армении», где, в частности, отражена тема геноцида армян. Будучи в Баку, Городецкий заведовал художественным отделением РОСТА, затем работал в Политуправлении Каспийского флота. С 1921 жил в Москве, много публиковался, переводил поэзию — как народов СССР, так и зарубежную. До 1924 работал завлитом в Московском Театре Революции, затем до 1932 — в литературном отделе газеты «Известия». В 1930-е гг. много работал над оперными либретто — это был хороший и сравнительно безопасный способ литературного заработка. Перевёл либретто опер: «Фиделио» Бетховена, «Водонос» Керубини, «Нюрнбергские мейстерзингеры» и «Лоэнгрин» Р. Вагнера. Написал новый текст («немонархический») оперы М. Глинки «Жизнь за царя», получившей название «Иван Сусанин». Во время Отечественной войны был в эвакуации в Узбекистане и Таджикистане, переводил местных поэтов. Выступал как критик и литературовед. В 1911 году подготовил и издал двухтомное собрание стихотворений Ивана Никитина с собственной вступительной статьёй. В 1958 г. опубликовал автобиографический очерк «Мой путь».

Сергей Митрофанович Городецкий
Сергей Митрофанович Городецкий 

Дата последнего изменения: 27 Сен 2023 15:38