Испанский художник
Пабло Пикассо (25.10.1881 – 08.04.1973) – знаменитый испанский живописец, скульптор, основоположник культурного направления кубизм, в котором объемное тело рассматривается как ряд совмещенных плоскостей. Автор более 20 тысяч работ.
Детство и юность
Согласно официальной биографии Пикассо, он появился на свет в поселке Малага, что расположена в Андалузии. Его отец Хосе Руис был живописцем, не снискавшего большой славы и подрабатывавшего в местном музее смотрителем. Уже в 7 лет маленький Пабло помогал отцу писать полотна, а с 13 лет стал брать на себя основную работу.
В 1894 году Пабло поступил в Академию художеств в Барселону. Приложив большие усилия, 13-летний мальчик убедил преподавателей принять его. Проучившись 3 года, он меняет Барселону на Мадрид. Там, в академии «Сан Фернандо» в течении полугода он изучал технику таких художников как Франсиско Гойи и Эль Греко. Он так и не смог окончить обучение, виной чему стал своенравный характер. Бросив академию, юноша отправляется путешествовать по миру и писать картины.
Еще в академии Пабло написал свои ранние работы – «Первое причастие» и «Автопортрет». В 1901 году его лучший друг Карлес сводит счеты с жизнью из-за безответной любви и в память о нем Пикассо пишет картины, такие как «Трагедия», «Свидание» и другие. Они наполнены беспокойством, волнением, печалью и относятся к «Голубому периоду» творчества. Техника письма художника изменяется, приобретая черты угловатости, становится рваной и перспектива заменяется явными контурами плоских фигур.
В 1904 году художник переезжает в Париж, что дает толчок его «Розовому периоду». Теперь его творчество, представленное картинами «Актер» и «Семейство комедиантов», наполнено радостью к жизни и яркими красками. Содержание картин, ранее наполненное изображениями натуры, сменяется преобладанием строгой геометрии, которая составляет главную мысль портрета. «Завод в Хорта де Сан Хуан», «Натюрморт с плетеным стулом» и другие картины все больше приобретают плакатность. Вопреки противоречивому отношению общества к его картинам, Пикассо начинает получать высокий доход с их продаж.
Жизнь богатого человека вскоре пресытила Пабло и он возвращается к старой жизни бедняка. В 1925 году он пишет картину «Танец» в совершенно новом для себя стиле – сюрреализм. Неудовлетворенность личной жизнью выплеснулась в искаженных и изогнутых линиях. В 30-е годы Пикассо прерывает карьеру художника и увлекается скульптурой, создавая «Лежащую женщину».
В 1937 году в ходе войны в Испании германской авиацией был уничтожен небольшой городок. Трагедия целого народа нашла отражение в картине Пабло, где собраны образы скорбящей матери, погибшего воина и частей людских тел. Войну он представляет в виде Минотавра. Даже после захвата Вермахтом Парижа, Пабло продолжал свою работу, создавая картины «Натюрморт с бычьим черепом» и «Утренняя серенада».
Рассматривая краткую биографию Пабло Пикассо, следует отметить, что с юношеских лет художник постоянно состоял с кем-то в отношениях. В Барселоне он встречался с Роситой дель Оро. В Париже Пикассо имел отношения с Марсель Умбер, но внезапная смерть девушки разлучила их. Однажды Пикассо был приглашен русской труппой для написания декораций к балету. Там он познакомился, а позже взял в жены на Ольгу Хохлову, которая через три года родила ему сына Пауло.
Но вскоре такая жизнь надоела Пабло и он начинает жизнь отдельно от Ольги. У него завязывается роман с Мари-Терез Вальтер. В 1935 году в результате их отношений рождается дочь Майя, которую Пабло так и не признал.
В 40-х годах Пикассо состоял в отношениях с фотографом Дорой Маар из Югославии. Именно она оказала влияние художника при рождении нового стиля в искусстве.
К концу жизни он был уже мультимиллионером. Умер Пабло Пикассо из-за остановки сердца в возрасте 92 лет.
немецкий художник и писатель.
В 1909—1914 годах учился живописи в Дрезденской академии художеств. Участвовал в берлинском авангардистском журнале «Штурм». Был близок к дадаизму, конструктивизму, сюрреализму, экспрессионизму; дружил с Хансом Арпом, Эль Лисицким. Наиболее известен неожиданными, алогичными, намеренно отталкивающими композициями из «найденных предметов», которым он дал название «Мерц» (сокращение от «Kommerz und Privatbank»). В 1923—1932 гг. издавал журнал под таким названием, вышел 21 номер.
Швиттерсу принадлежит поэма-коллаж «Посвящается Анне Блюме» (1919), а также образцы заумной «звуковой поэзии» («Прасоната» (нем. Ursonate) 1922—1932); обе вещи в исполнении автора записаны в 1932 г. на грампластинку. В 1937 г. Швиттерс покинул Германию, жил в Осло, а с 1940 г., после прихода туда нацистов — в Великобритании. Его произведения фигурировали на известной мюнхенской выставке «Дегенеративное искусство» (1937), организованной нацистами.
Архив Швиттерса находится в Шпренгель-Музее Ганновера. Аннотированный каталог его работы в трёх томах издан в Германии в 2000—2006 гг. В 1995 г. большая выставка его работ прошла в парижском Центре Жоржа Помпиду, в 2005 г. произведения Швиттерса были представлены там же в рамках широкой ретроспективы дадаистов. Творчество Швиттерса повлияло на американское авангардное искусство (Роберт Раушенберг и др.).
Джексон Поллок (англ. Paul Jackson Pollock, 28 января 1912, Коди, США – 11 августа 1956, Спрингс, США) – американский художник, прославившийся благодаря своим картинам в стиле абстрактного экспрессионизма. Поллок обладал тяжелым, неуживчивым характером и страдал от алкоголизма. В 1930 году осел в Нью-Йорке, познакомился со многими культурными деятелями, в том числе и с Пегги Гуггенхайм, которая сделала его своим протеже. В середине 40-х Поллок с женой перебрался на Лонг-Айленд, где написал картины, принесшие ему богатство и мировую известность.
Особенности творчества художника Джексона Поллока: в конце 40-х годов Поллок начал работать в уникальной «капельной» технике (ее еще называют «разбрызгиванием»). Он расстилал холст на полу и двигался вокруг него, наливая и разбрызгивая краску с помощью кистей и подручных предметов.
Известные картины Джексона Поллока (фото можно посмотреть по ссылкам): «Номер 5», «Осенний ритм», «Фреска», «Глубина», «Синие столбы».
«Каждый хороший художник рисует то, чем является он сам», - сказал как-то Поллок. Если взглянуть на его полотна, помня об этом утверждении, становится очевидным, что в душе художника царил полный хаос. Однако стоит присмотреться к картинам Поллока повнимательнее – и этот хаос уже кажется непостижимо упорядоченным и гармоничным.
Абстрактный экспрессионизм, к которому относятся самые известные работы Поллока, зародился после Второй мировой войны и стал анархистским, бунтарским и даже нигилистическим движением. Революционная техника разбрызгивания краски, которую изобрел художник (до этого, в его ранних работах, было заметно влияние мексиканцев Диего Риверы и Хосе Клементе Ороско) вдохновила многих его современников и последователей отринуть каноны изящных искусств, выйти за рамки (часто даже за рамки приличий) и выражать свое художественное видение неожиданными способами.
Впервые Джексон и Ли встретились на вечеринке в 1936 году. Только вот Поллок вряд ли запомнил эту встречу, потому что был в стельку пьян. В возрасте 24 лет молодой художник был уже состоявшимся алкоголиком. Младший из пяти сыновей Лероя и Стеллы Поллок, Джексон с детства плохо ладил с людьми. Замкнутый и нелюдимый, подверженный вспышкам гнева, мальчик дважды вылетал из школы из-за постоянных ссор и драк. Свой отпечаток на характер Джексона наложили и постоянные переезды семьи, колесившей по всей Америке в поисках заработка, и деспотичная мать, на плечи которой легли заботы по воспитанию пятерых мальчишек, и редкие встречи с отцом, пропадавшим на многочисленных заработках. Все это, в конце концов, привело к тому, что к моменту переезда в Нью-Йорк в 1930 году 18-летний Джексон уже довольно часто прикладывался к бутылке.
В 1941 году Поллок и Краснер познакомились уже официально. Трудно сказать, что привлекло молодую независимую женщину, обладавшую несомненно большим опытом в искусстве и багажом знаний, в мрачном алкоголике, игравшем роль развязного ковбоя. Но позже Ли признавалась, что влюбилась в него моментально. Через некоторое время они поселились вместе, и Краснер на долгие годы стала главной поклонницей творчества Поллока, его опекуном и секретарем. Благодаря ей художник познакомился со многими представителями творческой элиты Нью-Йорка, в том числе и со знаменитой галеристкой Пегги Гуггенхайм, впервые представившей картину Поллока публике («Стенографическая фигура», 1943), заказавшей ему масштабное полотно для своего дома и организовавшей несколько его персональных выставок.
Несмотря на то, что критики и публика отзывались о работах Поллока очень благосклонно, покупать его картины никто не спешил. Джексон сменил нескольких агентов, но никто из них не смог добиться хоть какого-нибудь прогресса. Так продолжалось до тех пор, пока художник не изобрел персональную «капельную» технику, принесшую ему мировую известность. До этого же Поллок постоянно нуждался в деньгах, а все его нераспроданные картины в конце года по договору становились собственностью Пегги Гуггенхайм.
В 1945 году Джексон и Ли поженились и решили уехать из Нью-Йорка. Они переселились в небольшой дом в Спрингс на Лонг-Айленде. Художник оборудовал себе студию в сарае, где и трудился до самой своей смерти. Студия Краснер располагалась в одной из комнат в самом доме, но после гибели Поллока она перенесла ее в тот же сарай.
После переезда из Нью-Йорка Джексон почти перестал пить, жизнь вдали от постоянных вечеринок и друзей-собутыльников пошла художнику на пользу. Вплоть до того, что в течение двух лет Поллок вообще не прикладывался к бутылке. В эти же годы Джексон начинает больше писать, постоянно оттачивая и совершенствуя свою технику. Он не делал набросков, не устанавливал холсты на мольберте, а позже отказался даже от кистей, пользуясь при создании картин лишь подручными средствами. Поллок предпочитал прибивать холст к стене или расстилать его на полу: «Когда холст на полу, я чувствую больше свободы. Я чувствую себя ближе, становясь частью картины, я могу ходить вокруг нее, работать со всех четырех сторон и буквально находиться внутри картины».
Журналисты и художественные обозреватели до сих пор частенько грешат против истины, пытаясь представить Поллока как можно более уникальным художником и утверждая, что он изобрел «капельную» технику практически случайно. На самом же деле присущий Поллоку способ рисования стал плодом долгих экспериментов. Художник стал работать, расстилая холсты исключительно на полу, он разбавлял краску, чтобы она могла свободно струиться на холст, в зависимости от консистенции, впитываясь в него или застывая на поверхности объемными брызгами. По словам очевидцев, Поллок передвигался вокруг холста, словно в танце, наливая краску прямо из банки и разбрызгивая ее, задействуя при этом не только руки, но и все свое тело. Курт Воннегут в статье о Джексоне Поллоке для журнала «Esquire» писал: «Поллок знай себе возился со своими разбрызгивателями и лопаточками, покрывая красками холст, - отдавая этому все свое время и все деньги, причем никто ему ничего не советовал и ни к чему не побуждал, просто ему, словно ребенку, было любопытно, выйдет ли под конец что-нибудь занятное».
Йоко Оно Леннон — японская авангардная художница, прославившаяся использованием интерактивных элементов и живых выступлений в инсталляциях. Вдова одного из самых популярных музыкантов XX века Джона Леннона является успешной певицей, писательницей и всемирно известной активисткой в борьбе за мир.
Биография Йоко Оно началась 18 февраля 1933 года в Японии. Первые два года жила с матерью, Исоко Оно, в Японии. В это время ее отец Эйсуке Оно жил и работал в Сан-Франциско, занимал руководящую должность в американском представительстве Банка Японии. Вскоре мать и дочь переехали в Америку, но так вышло, что ненадолго. Им пришлось вернуться на родину, когда Эйсуке перевели в нью-йоркское отделение.
В 1940-м мать с Йоко и младшим сыном Кейсуке отправилась в Нью-Йорк, но в следующем году вновь вернулась в Японию. Семье пришлось пережить все ужасы Второй мировой войны войны: бомбежки и голод.
Оно проявляла тягу к творчеству с детства. Уже в четыре года ее отдали в музыкальную школу. Девушка получила образование в престижной школе Гакусюин, после окончания которой поступила в одноименный университет на философский факультет, где была первой женщиной-студенткой. После двух семестров учебы Йоко уехала к семье в США и в 1953 году поступила в колледж Сары Лоуренс, где несколько лет изучала музыку и литературу. Она планировала стать оперной певицей.
До встречи Йоко с Джоном Ленноном ее творчество не было оценено критиками. Художница организовывала странные перформансы, например Cut a Piece («Отрежь кусок»). Она неподвижно сидела на сцене, а зрители должны были по очереди подниматься на сцену и отрезать кусочек от ее одежды. Представление длилось до тех пор, пока Йоко не оставалась голой. Этот перформанс женщина исполняла не единожды. В последний раз она предстала перед публикой в таком образе в 2003 году в Париже, на тот момент ей было 70 лет.
Но Оно не ограничивалась исключительно рамками художника. В 1964 году авангардистка издала сборник поэтических миниатюр «Грейпфрут». По ее словам, именно он определил ее дальнейший творческий путь. Эти миниатюры художница воплотила в инсталляциях, фильмах и перформансах.
Знакомство с Джоном Ленном изменило их обоих. Если сначала музыкант лишь изредка помогал устраивать выставки художницы, то вскоре он понял, что они — две половины одной души. Многие поклонники The Beatles обвиняют именно Йоко в распаде легендарной группы. В одном из интервью Пол Маккартни заявил, что никакой вины женщины в этом нет. По его словам, никто не вдохновлял Леннона так, как эта японка. И если бы не она, то мир никогда бы не услышал великий хит Imagine.
Художница всегда отличалась своей эпатажностью. Пожалуй, самой знаменитой акцией Джона и Йоко стала Bed-In For Peace. Десятки журналистов собрались в отеле Hilton, чтобы увидеть рождение нового направления в искусстве. Это был мирный протест против войны — неделю Леннон и Оно лежали в постели, отвечали на вопросы репортеров, фотографировались. Вторая половина акции прошла в Монреале. Благодаря двум знаменитостям на первых полосах газет появились лозунги за мир.
В 1969 году Йоко Оно и Джон Леннон организовали собственную группу Plastic Ono Band. Совместно пара выпустила семь альбомов. Самым странным и провокационным стал их первый сборник Unfinished Music No.1: Two Virgins («Незавершенная музыка № 1. Два девственника»). По словам Леннона, он был записан за одну ночь. Но, как оказалось, музыкальных композиций на нем не было, вместо них — какие-то шумы, крики, стоны. А на обложке было размещено фото обнаженных звезд.
Но, пожалуй, самой известной их совместной фотографией стала работа Энни Лейбовиц для обложки Rolling Stone. На снимке голый Джон Леннон обнимает и целует лежащую рядом с ним одетую Йоко Оно. Эта фотография была сделана 8 декабря 1980 года всего за пять часов до убийства музыканта.
Уже после смерти исполнителя, в 1984-м, вышел диск Milk and Honey с песнями Йоко и Джона, записанными в последние месяцы жизни Леннона. Далее певица начала сольную карьеру: в 1985-м она записала сборник Starpeace с популярным синглом Hell in Paradise. Артистка поддержала диск гастрольным туром по странам Восточной Европы.
В 2007 году художница посетила Москву. В ЦУМе в рамках 2-й Московской биеннале проходила ее выставка «Одиссея таракана». Во время этой поездки авангардистка, специально распорядившись об отсутствии прессы, побывала в доме-музее Александра Пушкина в усадьбе братьев Вульф в деревне Берново Тверской области. Анна Бубнова-Оно, тетя артистки, была дальней родственницей матери Пушкина, что делает японскую художницу свойственницей русского поэта.
Будучи активистом за мир и права человека, Йоко нередко направляла доходы от перформансов и выступлений на благотворительность. Художница собирала деньги жертвам терактов 11 сентября на концерте Come Together: A Night for John Lennon's Words and Music, нарисовала каллиграфическую работу под названием «Мечта» для сбора средств на строительство дома для сирот Великого восточно-японского землетрясения и пр.
В 2016 году 83-летняя Йоко Оно снялась для ежегодного календаря Ріrеllі. Для фотосессии художница надела мини-шорты, короткий пиджак и цилиндр, став похожей на танцовщицу кабаре.
В 2021-м, по данным The New Yorker, Оно «ушла из общественной жизни», а представителем интересов семьи в бизнесе Beatles стал ее сын Шон Леннон.
В молодости Йоко Оно, несмотря на запреты родителей, вышла замуж за японца Тоси Итиянаги. Он был талантливым, но бедным композитором и пианистом. Это было время, когда девушка стремилась заслужить любовь и признание публики. Она регулярно устраивала выставки и перформансы, которые заканчивались неудачами. Критики не воспринимали ее творчество всерьез. Личная жизнь также не удалась — Йоко и Тоси разошли и несколько лет жили отдельно.
Оно отправилась к родителям в Японию, где лечилась от клинической депрессии в психиатрической больнице. Об этом узнал и американский джазовый музыкант Энтони Кокс, который был большим поклонником творчества Йоко. Энтони отправился в Японию, чтобы поддержать художницу.
28 ноября 1962 года пара поженилась, позже брак был признан недействительным, поскольку на тот момент художница была еще замужем за Итиянаги. После официального развода Энтони и Йоко поженились повторно в июне 1963-го. Через два месяца после свадьбы у них родилась дочка Кёко Оно Кокс, но отношения пары разладились. Это не сказалось на профессиональной сфере — музыкант и художница продолжили совместную работу, сначала в Токио, а затем и в Нью-Йорке.
Жозеф Фернан Анри Леже́ (Joseph Fernand Henri Léger Léger, 1881—1955) — французский живописец и скульптор, мастер декоративного искусства, член компартии.
Фернан Леже родился 4 февраля 1881 года в нормандском городе Аржантан на севере Франции. Его отец, Анри Арман Леже, занимавшийся разведением домашнего скота, умер через несколько лет после рождения будущего художника. Мать, урожденная Мари Адель Дюнон, жила на своей ферме в Лизоре вплоть до самой смерти в 1922 году.
1890—1896 Учится в аржантанском колледже и в церковной школе в Теншебре 1897—1899 Учится у архитектора в Канне 1900—1902 Едет в Париж; работает чертежником у архитектора 1902—1903 Находится на военной службе во 2-м саперном полку в Версале 1903 Поступает в Высшую школу декоративного искусства. Получает отказ в приеме в Высшую школу изобразительных искусств; посещает вольнослушателем курсы Жерома и Феррье, а также Академию Жюлиана; часто ходит в Лувр.В ранних работах Леже заметно влияние импрессионизма. 1904—1907 Ведет тяжёлую трудовую жизнь; совместно со своим земляком Андре Маром снимает мастерскую. Работает у архитектора и ретушером у фотографа. Болезнь вынуждает провести зиму 1907 года у его друга Вьеля на Корсике, в Бельтодере, куда впоследствии неоднократно возвращается. Потрясён посмертной выставкой Сезанна в салоне «Независимых» в 1907 году 1908—1909 Поселяется в «Улье», где знакомится с Архипенко, Лораном, Липшицем, позже с Сутиным, Шагалом, Делоне и их гостями: Максом Жакобом, Аполлинером, Реналем, Сандраром и другими. Некоторые из них становятся его друзьями. Принимает участие в Осеннем салоне. Знакомится с художником-примитивистом Анри Руссо-Таможенником. С 1909 г. Леже примыкает к новому направлению, кубизму. В дальнейшем сюжеты его произведений становятся всё более абстрактными, хотя на позднем этапе Леже отходит от абстракционизма, по крайней мере в своих станковых произведениях. Значительное место в творчестве Леже занимают социальная и индустриальная темы. Помимо живописи художник занимался также к керамикой, книжными иллюстрациями, дизайном одежды и ковров, работал в театре и кино. 1910 Владелец художественной галереи Канвейлер, поддерживающий Пикассо и Брака, покупает несколько картин Леже, что позволяет Леже год спустя переехать на улицу Ансьенн Комеди. В Пюто знакомится с Жаком Вийоном и через него с группой «Золотое сечение» 1911-вместе с Глезом, Делоне и другими участвует в выставке «Независимых»: в зале № 41, прозванном «залом кубистов», экспонирует картину «Обнаженные в лесу». Вместе с этой группой выставляется и в Брюсселе. Участвует в Осеннем салоне картиной «Свадьба». Совместно с Андре Маром разрабатывает проект интерьера столовой и рабочего кабинета 1912 Выставляет у «Независимых» картину «Курильщики» и в Осеннем салоне «Женщину в голубом». Участвует и в других общих выставках, в частности в выставке группы «Золотое сечение». Первая экспозиция в галерее Канвейлера 1913 В мае в Академии Васильевой читает лекцию «Истоки живописи и ее изобразительная ценность», текст которой публикуют в Париже, Берлине и Бергене. Участвует в выставке «Независимых», в «Армори Шоу» и в первой выставке Осеннего салона в Берлине. В октябре подписывает договор с Канвейлером на продажу ему своих работ. Снимает студию в доме № 86 по улице Нотр-Дам-де-Шан, которую сохраняет за собой до конца жизни 1914—1916 В мае 1914 г. выступает с новой лекцией «Новые открытия в современной живописи» в академии Васильевой. 2 августа мобилизован и направлен в саперные войска. Два года находится на фронте под Аргонами и Верденом. Рисует в траншеях и в местах расквартирования. В сентябре 1916 года под Верденом, где занимался транспортировкой раненых, был отравлен газом 1917 Находится на излечении в Виллепинте. Вновь начинает заниматься живописью. В конце года его увольняют с военной службы 1918—1919 Напряжённо работает, делает иллюстрации для произведений Сандрара. Женится на Жанне Лой. Начинает работать над картинами «Диски», «Город», «Механические элементы». Выставляет свои работы в парижской галерее Леонса Розенберга «Эффор модерн» и в Антверпене в галерее «Селексьон» 1920 При основании журнала «Эспри нуво» завязывает дружеские отношения с Ле Корбюзье. Пишет полотна «Механик» и «Большой обед». С этого года на протяжении многих лет выставляется у «Независимых» 1921 Вместе с Сандраром участвует в работе над фильмом Абеля Ганса «Колесо». Иллюстрирует книгу Андре Мальро «Бумажные луны». Знакомится с Ван Дусбургом и Мондрианом 1922 Выполняет проекты декораций, костюмов и занавеса к постановке «Каток» на музыку Дариюса Мийо для Шведского балета Ральфа де Маре 1923 Выполняет проекты декораций и костюмов для балета «Сотворение мира» на музыку Мийо по либретто Сандрара в постановке Ральфа де Маре. Работает над декорациями к фильму «Бесчеловечная» Марселя Л’Эрбье с музыкой Мийо; участвует в подготовке проекта одного из залов выставки «Независимых» 1924 Ставит фильм «Механический балет» (операторы Ман Рэй и Дадли Мэрфи, музыка Дж. Антейла). Совместно с Озанфаном, Мари Лорансен и Александрой Экстер открывает свободную художественную школу. Читает лекцию в Сорбонне. Вместе с Розенбергом путешествует по Италии, восхищается Равенной 1925—1927 С известным трудом удается выставить абстрактное панно на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в павильоне Ле Корбюзье и в павильоне Мэллет-Стивенса, демонстрирующем проекты здания одного из французских посольств. Выставки: галерея Андерсона, Нью-Йорк; Бруклинский музей; галерея «Катр Шемен», Париж; персональная ретроспективная выставка у «Независимых». Проявляет все больший интерес к предметам 1928 Выставляет 100 работ и читает лекцию в галерее Флехтхейма в Берлине; выставка в галерее «Эффор модерн» в Париже 1929 Вместе с Озанфаном открывает Современную академию 1930 Выставки в Лондоне в галерее Лейкестера и в Париже в галерее Поля Розенберга. Знакомится с Колдером 1931 Проводит лето в Австрии у своих друзей Марфи. В сентябре-декабре совершает поездку в Нью-Йорк и Чикаго. Выставки в галереях Джона Беккера и Дюран-Рюэля 1932 Преподаёт в Академии «Большой хижины». Посещает Скандинавские страны. Выставка в Нью-Йорке, в галерее Валентена 1933 Большая выставка в Цюрихе, в Кунстхаусе, на которой Леже присутствует лично. Вместе с Ле Корбюзье едет в Грецию на международный конгресс современной архитектуры. На обратном пути на корабле читает лекцию «Архитектура и жизнь» 1934 Выставка в галерее Виньона. Лето проводит у Марфи в Антибе. В августе в Лондоне готовит декорации для фильма Г. Дж. Уэллса «Форма вещей будущего». В сентябре выставка в Стокгольме в Современной галерее. Лекция в Сорбонне «От акрополя до Эйфелевой башни» 1935 На всемирной выставке в Брюсселе оформляет зал физической культуры, построенный по проекту Шарлоты Перрьян. В октябре вновь едет в соединенные Штаты, где встречается в Ле Корбюзье. Большая выставка в Музее современного искусства в Нью-Йорке и в Институте искусств в Чикаго 1936 в «Дискуссии о реализме» подчеркивает свою духовную независимость. Выставляется в Салоне мурального искусства 1937 Декорации для балета Сержа Лифаря на музыку Риети «Торжествующий Давид», поставленного в парижской Опере. Эскизы декораций для профсоюзного праздника на Зимнем велодроме и панно для Дворца открытий на Всемирной выставке в Париже, дирекция которой предварительно отклонила уже несколько проектов. В ноябре читает в Антверпене лекцию «Цвет в мире». Выставка в галерее «Артек» в Хельсинки, где знакомится с Аалто 1938—1939 Лето проводит с Ле Корбюзье в Везеле; с сентября по март находится в США, где выполняет стенные росписи для апартаментов Нельсона А. Рокфеллера младшего. Читает курс из восьми лекций в Йельском университете на тему: «Цвет в архитектуре». В Париже выполняет эскизы декораций к пьесе Ж. Р. Блока «Рождение города», поставленной на сцене, устроенной на Зимнем велодроме 1940—1945 Живет в эмиграции, в США. Преподавал в Йельском университете (там же преподают Фосийон, Мийо, Моруа). Дарит «Композицию с двумя попугаями» нью-йоркскому Музею современного искусства. Летом читает курс лекций в колледже Миллиса, где организует выставку своих картин. Начинает работать над серией «Ныряльщики». Выставляется в галерее Поля Розенберга. Встречается у Пьера Матисса с другими художниками-беженцами, завязывает дружбу с отцом Р. П. Кутюрье. Делает серию рисунков для фильма Ханса Рихтера «Сны, которые можно купить за деньги». Выставки: Музей искусств Фоггра, Кембридж; галерея Валентэна и галерея Самуэля Коотца, Нью-Йорк; галерея Луи Каре, Париж. В декабре 1945 г. Возвражается во Францию. Также в 1945 г. он становится членом Французской коммунистической партии. 1946—1947 Отец Р. П. Кутюрье заказывает Леже мозаики и витражи для церкви в Плато д’Асси, которые художник заканчивает в 1949 г. Читает в Сорбонне доклад в курсе лекций «Труд и культура». Выставка в галерее Луи Каре, Париж. Лето 1947 года проводит в Нормандии. 1948 Выполняет декорации к балету «Стальной скок» Прокофьева для Балета на Елисейских полях. Вместе со своими учениками оформляет помещение для Международного конгресса женщин в Париже, в Порт-де-Версаль. В июне вместе с Дилем председательствует на учредительном заседании международной ассоциации кино по изобразительному искусству в Художественной школе Лувра, а также присутствует на первом фестивале этой ассоциации. Едет в Польшу для участия во всемирном конгрессе деятелей культуры в защиту мира во Вроцлаве. Вместе с Базеном и Дилемм участвует в дискуссии «Современное искусство» в Брюсселе и Антверпене. 1949 Ретроспективная выставка в Национальном музее современного искусства, Париж. Пишет текст и выполняет рисунки для альбома «Цирк», изданного Териадом. Выполняет иллюстрации к книге Рембо «Озарения», эскизы декораций и костюмов к опере Дариюса Мийо «Боливар». Вместе с Роланом Брисом делает в Бьо первые керамические работы. 1950 завершает картину «Строители». Выставка в галерее Тейт, Лондон. Выполняет мозаику для крипты памятника американским героям в Бастони (Бельгия). Оборудует в Бьо керамическую мастерскую. Присутствует на освещении церкви в Плато д’Асси. 1951 Выставляет в галерее Лериса первые полихромные скульптуры и на Триеннале в Милане большую композицию. В сентябре делает 17 витражей и шпалеру для церкви в Оденкуре. Во время приступа ишиаса находится в Шеврёзе. 1952 В феврале женится на Наде Ходосеевич, с 1942 года бывшей слушательницей его Академии, а затем его ассистенткой. Поселяется в квартале Гро-Тийоль в Жиф-сюль-Иветт. В апреле — выставка и лекция в Кунстхалле в Берне; другие выставки: Музей Антриб; галереи Бери и Луи Каре, Париж; галерея Сиднея Жаниса, Нью-Йорк. Участвует в 26-й Бьеннале в Венеции. Панно для большого зала заседаний здания ООН в Нью-Йорке. Декорации и костюмы для балета в постановке Жаннины Шара в Амбуазе. 1953 Передвижная выставка в Японии, выставки в Галерее современного искусства, Нью-Йорк, в Институте искусств, Чикаго, и в Сан-Франциско; выставка цветных скульптур в галерее Луи Каре. Лекция «Современная живопись» в Брюсселе. Иллюстрации к стихотворению Элюара «Свобода». 1954 Мозаика и витражи для Каракасского университета, заказанные Раулем Виллануэва; витраж в Каракасе для Инносенте Паласиоса; витражи для церкви в Курфевре; подготовительные этюды для Мемориальной больницы в Сен-Ло, открытой в 1956 году. Выставляет картины «Загородная прогулка» и «Большой парад» в Доме французской мысли; выставка в галерее Каре. 1955 Первые эскизы к «Сталинградской битве». Поездка в Чехословакию на Спартакиаду. Настенная роспись здания объединения «Газ-де-Франс» в Альфортвилле. Получает Гран при на Бьеннале а Сан-Паоло. Ретроспективная выставка в Лионском музее. Умирает 17 августа в городке Жиф-сюр-Ивет в Иль-де-Франсе. Похоронен на местном кладбище. Памятная выставка в честь Фернана Леже в Галерее Моэта.