Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
 27 Сен 2023 15:21

Авангардисты: Сергей Дмитриевич Спасский, Сергей Сергеевич Прокофьев, Татьяна Вечорка Толстая, Марина Ивановна Цветаева, Юлия Альбертовна Кун

Сергей Дмитриевич Спасский

Сергей Дмитриевич Спасский — советский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературный критик. Родился в семье публициста и общественного деятеля Дмитрия Иосифовича Спасского-Медынского. В 1902 году семья Спасских переселилась на Кавказ, позже переехала в Тифлис. В 1915 году Сергей окончил тифлисскую гимназию и поступил на юридический факультет Московского университета, который оставил в 1918 году, не кончив курса. В том же году призван в Красную Армию, военную службу проходил в Самаре, был лектором в политотделе губвоенкомата; демобилизовался в 1921 году. В 1924 году поселился в Ленинграде, состоял секретарём Центрального Художественного совета при академических театрах. С 1934 года — член СП СССР. В осаждённом Ленинграде выступал в воинских частях, в журналах «Звезда» и «Ленинград», работал на радио; был в народном ополчении, пережил блокадную зиму. В 1942 году эвакуировался в Пермь, писал тексты для «Окон ТАСС»; вернулся в Ленинград в 1944. С 1945 по 1949 год работал старшим редактором в Гослитиздате. 8 января 1951 года был арестован по обвинению в участии в контрреволюционной группе и антисоветской агитации и приговорен к 10 годам лагерей. Срок отбывал в Абезьском лагере. В 1954 г. освобождён, вернулся в Ленинград. Свидетельство об освобождении из лагеря С. Д. Спасского. Продолжал работать не только над собственными произведениями, но и помогал другим авторам как редактор издательства «Советский писатель». Скончался 24 августа 1956 г. в Ярославле во время круиза по Волге. Похоронен на Волковском кладбище. Творчество. Первое стихотворение опубликовал в 1912 году в «Тифлисском журнале». В 1917 г. в Москве вышла его первая книга — сборник стихов «Как снег». В 1917—1918 выступал вместе с футуристами на поэтических вечерах, печатался в «Газете футуристов». Дружил с Д. Д. Бурлюком, сопровождал его в поездках с поэзоконцертами по России. Позднее написал книгу воспоминаний «Маяковский и его спутники» (1940). Спасский был тесно связан с «Издательством писателей в Ленинграде», помогал Белому в издательских делах. Объединяло их и увлечение антропософией. В годы первых пятилеток ездил с бригадами писателей по стране, писал о новых стройках, о Нарвской заставе в Ленинграде. В 1930-е гг. начал активно работать и как драматург. Написал либретто оперы «Броненосец „Потёмкин“», в послевоенные годы — «Орлиный бунт», «Щорс», «Молодая гвардия». Совместно с Н. Брауном написал либретто оперы «Севастопольцы», которая с успехом шла во многих городах. Много занимался поэтическим переводом — с абхазского (К. Агумаа, Д. Гулиа, Л. Квициниа, И. Когония), азербайджанского (С. Рустам), белорусского (Я. Купала, М. Калачинский), идиш (Л. Квитко), казахского (У. Турманжанов), латышского (В. Брутане, А. Имерманис, М. Кемпе, М. Крома, Э. Плаудис, А. Чак), украинского (И. Вырган, И. Гончаренко, А. Малышко, Т. Масенко, Л. Первомайский), эстонского (И. Барбарус, В. Бэкман, Д. Вааранди, П. Вийдинг, Я. Кярнер, М. Рауд, И. Семпер). Особое место в творчестве Спасского заняла Грузия, с которой он был связан и биографически — его отец жил и работал в Грузии, был близким другом Важа Пшавела. Среди переведённых Спасским грузинских поэтов: А. Абашели, И. Гришашвили, К. Каладзе, Г. Леонидзе, А. Мирцхулава, И. Мосашвили, В. Орбелиани, Г. Табидзе, Т. Табидзе, А. Церетели, А. Чавчавадзе, С. Чиковани. Д. Джинчарадзе приветствовал поэму Спасского «Путешествие» — поэтическое повествование о Грузии. В 1995—2000 годы от дочери поэта Вероники Сергеевны Спасской в музей «Мемориальная квартира Андрея Белого» поступило 493 единицы хранения: книги, документы, мемориальные вещи, изобразительные материалы.

Сергей Дмитриевич Спасский
Сергей Дмитриевич Спасский 


 Сергей Сергеевич Прокофьев

Сергей Сергеевич Прокофьев — русский и советский композитор, дирижёр и пианист. Народный артист РСФСР (1947). Лауреат Ленинской (1957 — посмертно) и шести Сталинских премий (1943, 1946 — трижды, 1947, 1951). Один из крупнейших, влиятельных и самых исполняемых композиторов XX века. Сергей Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в селе Сонцовка (ныне село Красное Красноармейского района Донецкой области, Украины) в семье учёного-агронома Сергея Алексеевича Прокофьева (1846—1910). Воспитание сына взяла на себя мать, которая была хорошей пианисткой. Она происходила из крепостных Шереметевых, где с самого раннего детства учили, причём на самом высоком уровне, театральным искусствам и музыке. Мальчик начал заниматься музыкой с 5 лет и уже тогда проявлял интерес к сочинительству. Мать записывала сочинённые им пьесы: рондо, вальсы, песенки, «Индийский галоп». В возрасте 9-10 лет мальчик-композитор написал 2 оперы: «Великан» и «На пустынных островах». В 1902—1903 брал частные уроки теории и композиции у Р. М. Глиэра. С 1904 года учился в Петербургской консерватории у Н. А. Римского-Корсакова по инструментовке, А. К. Лядова по композиции, Я. Витола по музыкально-теоретическим дисциплинам, А. Н. Есиповой по фортепиано, Н. Н. Черепнина по дирижированию. В годы учёбы в консерватории завязал дружеские отношения с композитором Николаем Мясковским. Окончил консерваторию как композитор в 1909 году и как пианист в 1914 году. По 1917 год включительно продолжал занятия в консерватории по классу органа. С 1908 года даёт первые концерты с исполнением собственных произведений. В 1911 году А. В. Оссовский лично обратился с письмом к известному российскому издателю Б. П. Юргенсону (см. П. И. Юргенсон) в поддержку Сергея Прокофьева, на которое Юргенсон ответил согласием издать его произведения. Сергей Прокофьев вошёл в историю музыки как новатор, начавший вслед за Стравинским отход от ладовых гармоний романтизма XIX века. В результате чего композитор добился новых сверхмощных звучаний, основанных на диссонирующих медных духовых и сложных полифонических узорах струнной группы. Это особенно чувствуется во 2-й (1924) и 3-й (1928) симфониях, а также в операх «Игрок», «Огненный Ангел» и «Любовь к трём апельсинам». Что не всегда находило понимание у публики. Так во время премьеры Скифской сюиты зал наполовину опустел. И среди покинувших его был известный композитор того времени, педагог А. Глазунов. В мае 1918 года Прокофьев выезжает на заграничные гастроли, которые затянулись на восемнадцать лет. Прокофьев гастролировал в Америке, Европе, Японии, на Кубе. В 1927, 1929 и 1932 годах Прокофьев предпринял концертные поездки в СССР. В 1936 году вернулся в СССР вместе с женой-испанкой Линой Кодина, ставшей Прокофьевой (собственно Каролина Кодина-Любера, 1897—1989). Прокофьев с семьёй — женой Линой и сыновьями Святославом и Олегом окончательно обосновался в Москве. В дальнейшем он выезжал за границу (в Европу и США) лишь дважды: в сезоне 1936/37 и 1938/39. С начала 1930-х годов музыкальный стиль Прокофьева становится более умеренным, сочетая в себе модернизм, импрессионизм и поздний романтизм. Композитор уменьшил долю резких и мрачных звучаний в своих сочинениях. Музыка стала более светлой и мелодичной, сочетая в себе как новаторские, так и традиционные приёмы композиции. Типичные примеры: балет «Ромео и Джульетта» (1938) и 5-я симфония (1945). С 1933 года был почётным профессором МГК имени П. И. Чайковского. С 1941 года Сергей Прокофьев жил уже отдельно от семьи. А через несколько лет советское правительство объявило его брак недействительным, и без оформления развода 15 января 1948 года композитор официально женился второй раз, женой стала Мира Мендельсон. А первая супруга была арестована в 1948 году и сослана — сначала в Абезь (Коми АССР), затем в мордовские лагеря, откуда вернулась в 1956 году; позднее она сумела выехать из СССР, умерла в возрасте 91 года в Англии в 1989 году. Прокофьев написал и симфонические сюиты — музыку к фильмам «Александр Невский» (1938) и «Иван Грозный» (В двух сериях 1944—1945). Они выполнены в стилистике позднего романтизма, немного отличаясь от собственного стиля Прокофьева. Это свидетельствует о его исключительно высоком композиционном мастерстве и умении писать в разных академических стилях. В 1948 году Прокофьев подвергся разгромной критике за формализм. Его 6-я симфония (1946) и опера «Повесть о настоящем человеке» подверглись резкой критике, как не соответствующие концепции социалистического реализма. С 1949 года Cергей Сергеевич почти не выезжает с дачи, но даже при строжайшем медицинском режиме пишет балет «Каменный цветок», Девятую фортепианную сонату, ораторию «На страже мира» и многое другое. Последним сочинением, которое довелось композитору услышать в концертном зале, стала Седьмая симфония (1952). Сергей Сергеевич скончался в Москве в коммунальной квартире в Камергерском переулке от гипертонического криза 5 марта 1953 года. Так как он умер в день смерти Сталина, его кончина осталась почти незамеченной, а близкие и коллеги композитора столкнулись в организации похорон с большими трудностями. С. С. Прокофьев похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3). В память о композиторе на доме в Камергерском переулке установлена мемориальная доска (скульптор М. Л. Петрова).

Сергей Сергеевич Прокофьев
Сергей Сергеевич Прокофьев 

Татьяна Вечорка Толстая

Татьяна Владимировна Толстая (урожденная Ефимова, литературный псевдоним Татьяна Вечорка) — русский поэт,прозаик и переводчик. Автор поэтических сборников «Магнолии», «Треть души», «Соблазн афиш»; романов «Бестужев Марлинский» «Детство Лермонтова»; воспоминаний об А. Блоке, В. Маяковском, В. Хлебникове, Б. Пастернаке. Родилась в 1892 году в Баку в семье Владимира Алекеевича Ефимова и его жены Нины Алексеевны (в девичестве Костенской). В 1908 году окончила Закавказский девичий институт и уехала в Петербург, где обучалась в Академии художеств. В 1914 году начала печататься в петербургском журнале «Лукоморье» под псевдонимом Вечорка. После Октябрьской революции 1917 г., в 1918 году, находилась в Тифлисе, где стала стала переводить на русский язык стихи Тициана Табидзе, Паоло Яшвили, Валериана Гаприндашвили и других грузинских поэтов. Также в Тифлисе Толстая была одним из сопредседателей местного «Цеха поэтов», работала в Закавказском телеграфном агентстве. В конце 1919 года переехала в Баку, где и познакомилась со своим будущим мужем — Толстым Борисом Дмитриевичем, который принадлежал к старинному роду графов Толстых. В Бакинском университете посещала лекции поэта-философа Вячеслава Иванова. В Баку у них в 1921 году родилась дочь Лидия (в 1942 году вышла замуж за Юрия Николаевича Либединского, одного из основоположников советской литературы, взяв его фамилию, писательница, мемуарист, переводчица, литературовед, умерла в 2006 г.). В 1924 году вся семья переехала в Москву. В Москве Татьяна Толстая посещала Брюсовские курсы. Работала в газетах, вступила в московский «Цех поэтов», которым руководила Анна Антоновская, её знакомая по Тифлису. В 1925 году Толстая присутствовала на траурной церемонии прощания с Сергеем Есениным. Её муж работал в Госплане РСФСР. В 1934 году, после убийства Кирова, как имевший дворянское происхождение, был выслан в Алма-Ату. Борис Дмитриевич звал семью к себе в Алма-Ату. Но так как никто не приехал, то встретил и полюбил там женщину с семилетней девочкой. У него образовалась другая семья. В 1937 году её муж был арестован, они к этому времени были в разводе, тем не менее, Татьяна Толстая потеряла работу. Вместе с дочерью они жили её брата — историка Алексея Ефимова. Закончив курсы корректоров, она искала работу и была принята в в газету «Красная звезда». Татьяна Вечорка занималась переводами изредка, чаще «по дружбе»; известны ее переводы из Гр. Робакидзе и других тифлисских поэтов 1920-х годов. Она дружила с Хлебниковым и Городецким. Последняя (1927) прижизненная поэтическая книга Вечорки (как и книги прозы), вышла уже под именем «Татьяна Толстая». Из ее стихов, статей, воспоминаний сложилась книга «Портрет без ретуши» (М. «Дом-музей Марины Цветаевой», 2007).

Татьяна Вечорка Толстая
Татьяна Вечорка Толстая 

Марина Ивановна Цветаева

Марина Цветаева родилась в последние годы существования царской России. Воспоминания о волшебном и беззаботном детстве стали одним из самых любимых мотивов лирики поэтессы. Невероятным потрясением для юной Цветаевой стали кровопролитные и трагические события Первой мировой и Гражданской войн. Революцию 1917 года Марина Цветаева категорически не приняла, восприняв её как глобальный акт насилия.

Политика военного коммунизма стала для поэтессы настоящим кошмаром. Череда лишений и потерь, поиски опоры в жизни, трагические судьбы расстрелянного мужа, младшей дочери, умершей от голода, не оставили сил для того, чтобы жить и бороться с трудностями, и поэтесса предпочла уйти из жизни.

Особенности творчества

Поэзия Марины Цветаевой — это исповедальная летопись эпохи. Уникальность поэзии Марины Цветаевой заключается в том, что личность поэтессы и лирической героини максимально приближены друг к другу. Для поэзии Марины Цветаевой характерны исповедальность, эмоциональность (экспрессивные эпитеты, инверсии, риторические и патетические восклицания), ёмкость и конкретность мысли, интонационное и ритмическое своеобразие. Мотивы лирики Марины Цветаевой очень разнообразны, её творчеству присущ романтический максимализм и трагическое восприятие действительности.

В культуре и искусстве

Образ Марины Цветаевой запечатлён в художественных фильмах:

  • в фильме «Очарование зла» (реж. Михаил Козаков, 2006). Марину Цветаеву сыграла актриса Галина Тюнина;
  • в кинокартине «Луна в зените» (реж. Дмитрий Томашпольский, 2007). Марину Цветаеву сыграла Наталия Фиссон;
  • в фильме «Зеркала» (реж. Марина Мигунова, 2013). Марину Цветаеву сыграла Виктория Исакова.
Марина Ивановна Цветаева
Марина Ивановна Цветаева 

Юлия Альбертовна Кун

Кун (Сметская) Юлия Альбертовна (1894/1896 - 1980) - советская скульптор и график, также занимавшаяся декоративно-прикладным искусством.
В Интернете разнится информация о дате рождения Кун (Сметской) Юлии Альбертовны. Часть источников утверждает, что она родилась 29 (17 по старому стилю) ноября 1896 года, другие же сообщают, что Юлия Кун (Сметская) родилась в 1894 году.
С местом рождения Юлии Кун также ныне нет определённости. Основная масса старых источников указывает, что Юлия Альбертовна была рождена в селе Баево, Алатырского уезда Симбирской губернии. Современные же источники, в том числе родственники и наследники Юлии Альбертовны Кун, считают, что она родилась в Москве.
Скульптуре и рисованию Кун Юлия Альбертовна училась до 1918 года в "Императорском Строгановском Центральном художественно-промышленном училище", а затем до 1925 года в "Первых Государственных свободных художественных мастерских" и Московском ВХУТЕМАСе. Учителями Ю.А.Кун (Сметской) были скульпторы Голубкина Анна Семёновна, Королёв Борис Данилович и Чайков Иосиф Моисеевич.
В 1926 году Кун (Сметская) Юлия Альбертовна стала единственной из выпускниц своего класса ВХУТЕМАСа участницей всесоюзной выставки скульптуры, организованной "Обществом русских скульпторов". На этой выставке Юлия познакомилась со скульптором Эрьзей Степаном Дмитриевичем, также уроженцем села Баево.
Между Эрьзей и Кун быстро завязались очень близкие отношения, и в том же 1926 году с подачи Луначарского Анатолия Васильевича пара отбыла в Париж (Франция) для проведения совместной выставки. В 1927 году Степан Эрьзя и Юлия Кун уехали из Франции в Аргентину для исполнения большого художественного заказа.
В 1930 году скульпторы Юлия Кун и Степан Эрьзя прекратили личные отношения, сохранив лишь рабочую связь. В 1932 году, когда отношения между СССР и Аргентиной обострились, Юлия Кун вернулась в Москву.
Наиболее часто после своего возвращения Кун (Сметская) Юлия Альбертовна работала в сфере станковой и монументальной скульптуры. Одним из самых известных её произведений является скульптура "Водный путь", установленная в 1937 году у московского Северного речного вокзала.
Скульптор Юлия Кун состояла в Союзе художников СССР, а также была участницей "Общества русских скульпторов" (ОРС) и "Московского Союза Советских художников" (МОСХ).
Кроме скульптуры и графики, Кун (Сметская) занималась художественной резьбой по кости и раковине.
Юлия Альбертовна Кун (Сметская) умерла 14 сентября 1980 года в Москве.

Юлия Альбертовна Кун
Юлия Альбертовна Кун 

Дата последнего изменения: 27 Сен 2023 15:32