Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
 26 Сен 2023 15:03

Авангардисты:Дмитрий Дмитриевич Шостакович, Есенин Сергей Александрович, Зига Валишевский Зигмунт, Иван Александрович Вышнеградский, Иван Приблудный

Дмитрий Дмитриевич Шостакович

Дмитрий Дмитриевич Шостакович — русский советский композитор, пианист, музыкально-общественный деятель, доктор искусствоведения, педагог, профессор; народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1966), лауреат Ленинской премии (1958), пяти Сталинских премий (1941, 1942, 1946, 1950, 1952), Государственной премии СССР (1968) и Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки (1974). Член КПСС с 1960 года. Дмитрий Дмитриевич родился в доме № 2 по Подольской улице, где Д. И. Менделеев в 1906 году снял в аренду первый этаж для Городской поверочной палатки. В 1915 году поступил в Коммерческую гимназию Марии Шидловской, и к этому же времени относятся его первые серьёзные музыкальные впечатления: после посещения представления оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» заявил о своём желании серьёзно заняться музыкой. Первые уроки игры на фортепиано давала ему мать, и по прошествии нескольких месяцев занятий смог начать обучение в частной музыкальной школе известного в то время фортепианного педагога И. А. Гляссера. Обучаясь у Гляссера, достиг некоторых успехов в фортепианном исполнительстве, однако тот не разделял интерес своего ученика к композиции, и в 1918 году Дмитрий покинул его школу. Летом следующего года юного музыканта слушал А. К. Глазунов, который одобрительно отозвался о его композиторском таланте. Осенью 1919 года поступил в Петроградскую консерваторию, где изучал гармонию и оркестровку под руководством М. О. Штейнберга, контрапункт и фугу — у Н. А. Соколова, параллельно также занимаясь дирижированием. В конце 1919 года написал своё первое крупное оркестровое сочинение — Скерцо fis-moll. На следующий год поступил в класс фортепиано Л. В. Николаева, где среди его однокурсников были Мария Юдина и Владимир Софроницкий. В этот период сформировался «Кружок Анны Фогт», который ориентировался на новейшие тенденции западной музыки того времени. Активным участником этого кружка стал и он сам, где познакомился с композиторами Б. В. Асафьевым и В. В. Щербачёвым, дирижёром Н. А. Малько. В это время написал «Две басни Крылова» для меццо-сопрано и фортепиано и «Три фантастических танца» для фортепиано. В консерватории учился прилежно и с особым рвением, несмотря на трудности того времени: Первая мировая война, революция, гражданская война, разруха, голод. В консерватории зимой не было отопления, плохо ходил транспорт, и многие бросали музыку, пропускали занятия. Шостакович же «грыз гранит науки». Почти ежевечерно его можно было видеть на концертах Петроградской филармонии, вновь открывшейся в 1921 году. Тяжёлая жизнь при полуголодном существовании (консерваторский паёк был очень мал) привела к сильному истощению. В 1922 году умер его отец, семья осталась без средств к существованию. А через несколько месяцев и сам он перенес тяжёлую операцию, чуть не стоившую ему жизни. Несмотря на пошатнувшееся здоровье, он ищет работу и устраивается пианистом-тапёром в кинотеатр. Большую помощь и поддержку в эти годы оказывает Глазунов, который сумел выхлопотать ему дополнительный паёк и персональную стипендию. В 1923 году окончил консерваторию по классу фортепиано у Л. В. Николаева, а в 1925 году — по классу композиции у М. О. Штейнберга. Его дипломной работой была Первая симфония. Первое её исполнение состоялось 12 мая 1926 года (впоследствии этот день композитор будет праздновать как свой день рождения. Обучаясь в аспирантуре консерватории, преподавал чтение партитур в музыкальном техникуме имени М. П. Мусоргского. По традиции, восходящей к Рубинштейну, Рахманинову и Прокофьеву, собирался продолжить карьеру и как концертирующий пианист, и как композитор. В 1927 году на Первом Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве, где он исполнил также сонату собственного сочинения, получил почётный диплом. Необычный талант музыканта ещё раньше, во время своих гастролей в СССР, заметил немецкий дирижёр Бруно Вальтер; услышав Первую симфонию, Вальтер попросил молодого композитора прислать партитуру ему в Берлин; зарубежная премьера симфонии состоялась 22 ноября 1927 года в Берлине. Вслед за Бруно Вальтером Симфонию исполняли в Германии — Отто Клемперер, в США — Леопольд Стоковский (американская премьера 2 ноября 1928 года в Филадельфии) и Артуро Тосканини, тем самым сделав русского композитора знаменитым. В 1927 году произошли ещё два значительных события в жизни музыканта. В январе в Ленинграде побывал австрийский композитор Нововенской школы Альбан Берг. Приезд Берга был обусловлен российской премьерой его оперы «Воццек», что стало огромным событием в культурной жизни страны, а также вдохновило молодого композитора приняться за написание оперы «Нос», по повести Н. В. Гоголя. Другим важным событием явилось знакомство его с И. И. Соллертинским, который во время своей многолетней дружбы с композитором обогащал его знакомством с творчеством великих композиторов прошлого и настоящего. В 1928 году познакомился с В. Э. Мейерхольдом в Ленинграде и по его приглашению некоторое время работал в качестве пианиста и заведующего музыкальной частью Театра имени В. Э. Мейерхольда в Москве. В 1930—1933 годах работал заведующим музыкальной частью Ленинградского ТРАМа (ныне — театр «Балтийский дом»). В последние несколько лет своей жизни композитор сильно болел, страдая от рака лёгких. У него было очень сложное заболевание, связанное с поражением мышц ног — боковой амиотрофический склероз. В 1970—1971 годах он приезжал в город Курган три раза и в общей сложности провел здесь 169 дней на лечении в лаборатории (при Свердловском НИИТО) доктора Г. А. Илизарова. Дмитрий Шостакович — один из крупнейших композиторов XX века, является автором 15 симфоний, 6 концертов, 3 опер, 3 балетов, многочисленных произведений камерной музыки, музыки для кинофильмов и театральных постановок. Дмитрий Шостакович умер в Москве 9 августа 1975 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 2).
 

Есенин Сергей Александрович

Жизнь Есенина прошла на фоне глобальных перемен в стране и в мире. Он застал экономический кризис, неурожай и голод, Русско-японскую войну, Кровавое воскресенье, Первую русскую революцию, Первую мировую войну, революцию 1917 года.

Есенин с воодушевлением воспринял идею революции, так называемого «восстания рабов», хотел стать пророком нового мира:

 

«Небо — как колокол,

Месяц — язык,

Мать моя — родина,

Я — большевик».

 

Однако со временем поэт разочаровался в советской власти. Своё отношение к происходящему в стране он выразил в поэме «Страна негодяев». С годами Есенин всё больше чувствовал отчуждённость не только от общественно-политических событий, но и от жизни в целом.

Особенности творчества

Большая часть творчества Есенина автобиографична. Есенинский лирический герой — бунтарь, хулиган, готовый попрать все нормы приличий и броситься в бой за свои идеалы, за правду, которая для Есенина заключалась в том, чтобы быть честным с самим собой. В то же время лирический герой поэзии Есенина — вечный странник, идущий от себя к себе, ищущий гармонию в душе и в мире.

Для творчества Есенина характерны ноты надрыва и максимальная исповедальность. В его поэзии много олицетворений, обращений, восклицаний, риторических вопросов и цветовых эпитетов. Есенин всегда находится в диалоге с кем-то: с природой ли, с матерью, с прохожим, со временем или со своей душой. Поэт часто обращается к фольклорным традициям, поэтому его стихи мелодичны и напевны, он любит яркие метафоры («горят серебряные росы», «костёр рябины красной»), сравнения («как с белых яблонь дым…»), использует авторские эпитеты («роща золотая»).

Есенин — «глас народа», «певец русской души», «крестьянский поэт», «последний поэт деревни» и мастер русского психологического пейзажа.

В культуре и искусстве

В 2005 года на российские телеэкраны вышел сериал «Есенин» режиссёра Игоря Зайцева. В том же году Владимир Паршин выпустил фильм «Дорогие мои! Хорошие!», приуроченный к 110-летней годовщине со дня рождения поэта.

Стихи Есенина и сегодня пользуются большой популярностью. Многие из них легли в основу романсов, например «Не жалею, не зову, не плачу…». Другие превратились в современные музыкальные произведения. Например, на основе стихотворения «Заметался пожар голубой» рэп-исполнитель Feduk совместно с AISHA создал одноимённую композицию, коллектив Retuses представил публике рэп-вариант есенинского «Письма к женщине».

Интересные факты

  • До революции Есенин не раз встречался с членами царской семьи. Одна из таких встреч произошла в Москве в 1916 году: вместе со своим приятелем поэтом Н. Клюевым Есенин в русской одежде читал стихи-сказания в лазарете для раненых при Марфо-Мариинской общине. Сестра императрицы Великая княгиня Елизавета Фёдоровна патронировала этот лазарет. Выступление Есенина очень понравилось княгине, и она долго расспрашивала поэта о смысле сказаний.
  • Искусствовед А. Кучумов обнаружил в архиве Александровского дворца расписку, которая принадлежала Григорию Распутину. В ней он просит своего приятеля помочь двум поэтам, особенно «белобрысому» Есенину: «Милой, дорогой, присылаю тебе двух парешков. Будь отцом родным, обогрей. Ребята славные, особливо этот белобрысый. Ей богу, он далеко пойдёт».
  • Одного из сыновей Сергея Есенина, Юрия, расстреляли по обвинению в покушении на Иосифа Сталина. Через несколько лет он был посмертно реабилитирован.
  • Была у Есенина встреча и с императрицей Александрой Фёдоровной, которая, послушав его стихи, очень хвалила их и сказала: «Я возлагаю на Вас большие надежды. Вы знаете, что делается у нас в стране. Крамольники, внутренние враги подняли голову и сеют смуту в народе. Вот в такое время патриотические верноподданнические стихи были бы очень полезны. Я жду от Вас таких стихов, и мой сын был бы очень рад. И я прошу Вас об этом серьёзно подумать…» Есенин же со свойственной ему прямотой ответил: «Матушка, да я пишу только про коров, ещё про овец и лошадей. О людях я не умею писать».

Зига Валишевский Зигмунт

Зига Валишевский, поляк по происхождению, родился в 1897 г. в Санкт-Петербурге, но вскоре семья переехала сначала в Батум, а затем в Тифлис. По его собственному признанию, рисованием он увлекся в раннем детстве, копируя старые гравюры. Мы имеем редкую возможность опубликовать репродукцию с одной из этих работ, той самой, о которой писал в своих воспоминаниях друг и соратник Зиги по цеху К. Зданевич. "Весной 1906 года Николай Васильевич Склифосовский познакомил меня с Зигой и предложил посмотреть, как он скопировал "Тайную вечерю". Около высокого и грузного Н. В. робко стоял худенький мальчик лет девяти-десяти, одетый в чистую курточку и короткие штанишки. "Надо быстрее удирать, ребенок не может копировать великого Леонардо", - мелькнула мысль, но Н.В. угадав мое желание, строго сказал: "Идем с нами". ... Во всю длину стены пришпилена бумага, и на ней изображено... Я не верю своим глазам, смотрю изумленный и обрадованный. Копия Леонардо дышала одухотворенной жизнью, восхищала легкостью исполнения, уверенным твердым рисунком! С непринужденным мастерством были нарисованы лица, руки, фигуры, складки одежд, - все это, бесспорно, свидетельствовало о выдающемся таланте юного художника". С того дня Зига ворвался в художественную жизнь Тифлиса и, несмотря на возраст, стал заводилой, неким "генератором идей" в компании молодых художников, объединившихся впоследствии в футуристическую группу "410". Под руководством опытных педагогов, Н. Склифосовского и Б. Фогеля, Зига совершенствует свое мастерство рисовальщика, учится писать маслом и даже пробует заниматься скульптурой. Невозможно было представить Зигу без бумаги и карандаша. От того периода сохранилось множество пейзажей, натюрмортов, портретов и дружеских шаржей. Особенно "доставалось" Н. Склифосовскому, чью колоритную внешность Зига трансформировал то в Лаокоона, то в Фауста, то в Амура или Тициана. Когда в 1912 году М. Ле-Дантю и братьями Зданевскими была открыта живопись Нико Пиросмани, Зига, влюбившись в клеенки гениального самоучки, активно включился в процесс выявления его работ. Кстати, в плакатах Валишевского, выставка которых была устроена в 1915 году, явно прослеживается влияние Пиросмани. В том же 1915 году, поддавшись патриотическому порыву, Зига едет добровольцем в действующую армию. За год, проведенный на фронте, он создал целую портретную галерею солдат и офицеров полка, которая, по словам К. Паустовского, "могла бы затмить своей естественностью и простотой знаменитую галерею героев 1812 года в Эрмитаже". Однако повоевать по-настоящему ему не удалось. С формулировкой: "ввиду исключительной ценности как художника", он был отчислен и вернулся в Тифлис, охваченный лихорадкой левого искусства. Годы с 1917 по 1921 были исключительно насыщены событиями. За этот короткий промежуток времени Зига участвует в росписи "Фантастического кабачка" (совместно с С. Судейкиным, Л. Гудиашвили и другими, сотрудничает с журналами "АРS" и "Искусство", оформляет несколько книг и, выиграв конкурс, создает эпатирующий публику занавес оперного театра. Персональная выставка в 1920 году предопределила дальнейшую судьбу Валишевского. Тогдашний посол Польши в Грузии, Титус Филипович, предложил ему переселиться в Польшу для продолжения обучения в Краковской академии изящных искусств. На этом закончился тифлисский период жизни Валишевского, если не самый значимый, то уж, несомненно, самый яркий и плодовитый. В течение последующих 15 лет Зига организовал в Кракове художественную группу "Парижский комитет" (каписты), долгие годы жил во Франции, много выставлялся и заслуженно признается сегодня классиком польской живописи. Но если творческий путь Валишевского был устлан одними розами, то жизнь отнюдь не баловала его. Вследствие болезни сосудов ему последовательно были ампутированы обе ноги. Однако и прикованный к креслу, Зига не терял оптимизма, а под конец жизни и вовсе совершил подвиг, лежа в люльке, подвешенной к потолку, расписал плафон Вевельского замка в Кракове. Скончался Валишевский в 1936 году от сердечного приступа в возрасте 39 лет. В конце каких-либо временных отрезков обычно принято подводить итоги, и вспышка интереса к творчеству почти забытого у нас художника, которого в равной степени можно причислить как к польской, так и грузинской и русской культурам, дает основание надеяться, что наследие Валишевского окажется среди тех ценностей, которые человечество возьмет с собой в XXI век.

(из статьи Арама Баьлояна "Штрихи к портрету Сигизмунда Валишевского")

 

Иван Александрович Вышнеградский

Отец Ивана Вышнеградского был крупным банкиром и композитором-любителем. Сочинять музыку Вышнеградский начал в семнадцать лет; учился на философском факультете Санкт-Петербургского университета и изучал композицию в столичной Консерватории у Николая Соколова.

Дебютировал как композитор в 1912 году («Andante religioso et fun?bre»); первое зрелое сочинение, «День бытия» (La Journee de l'Existence), написанное Вышнеградским на собственный текст, отноится к 1916 году.

После 1918 года Вышнеградский сочинил лишь несколько композиций в полутонах. В 1919 году написал музыку к спектаклю «Макбет» только что созданного Большого драматического театра.

В 1920 году Вышнеградский эмигрировал из России и поселился в Париже. В 1922—1923 часто бывал в Берлине, где подружился с Алоисом Хабой, независимо от него тоже пришедшим к идее четвертитоновой музыки. До 1937 года Вышнеградский не находил решения для исполнения своей музыки на концертах, до тех пор пока им не было разработано два фортепиано, настроенные в разном диапазоне. В 1937 и 1945 годах у него были удачные концерты в Париже. В 1937 году Вышнеградский познакомился с Оливье Мессианом, позднее — с Анри Дютийё, Пьером Булезом. Булез не раз исполнял в концертах сочинния Вышнеградского.

В 1942 Вышнеградский был арестован немцами, провёл два месяца в лагере в Компьени.

Последнее сочинение композитора — заказанное ему Радио-Франс Трио для струнных, op.53 (1979) — было завершено учениками.

Теоретические сочинения
Ivan Wyschnegradsky Manuel d'harmonie en quart de ton. — ?ditions Max Esching, 1932.
Nicolas Obouhow: l’harmonie totale. Ivan Wyschnegradsky: l’ultrachromatisme et les espaces non octaviants/ Sous la dir. de Claude Baillif. — Paris: Richard-Masse, 1972.

Признание

Произведения И.Вышнеградского исполнялись в рамках программы Поколение Z: Пионеры звука в России 1920-х (Санкт-Петербург, 2010), в программах Международного фестиваля современной музыки "Московский Форум" (2003, 2010).

 

Иван Приблудный

Иван Приблудный (1905—1937) — поэт.

Настоящее имя Яков Петрович Овчаренко.

Принадлежал к кругу «новокрестьянских» поэтов, входил в окружение Сергея Есенина.

Родился в крестьянской семье. Обучался в земской школе, окончив три класса.

Валерий Брюсов, ознакомившись со стихами Приблудного, в 1922 году пригласил начинающего поэта обучаться в возглавляемом им Высшем литературно-художественном институте.

Учась в «Брюсовском институте», Приблудный знакомится, а затем и сближается с Сергеем Есениным, который отзывается о молодом поэте так: «Замечательная стерва и талантливый поэт, очень хороший…»

В 1926 году выходит в свет первый сборник стихов Приблудного — «Тополь на камне».

В 1931 году издаётся второй (и последний прижизненный) сборник стихов Приблудного — «С добрым утром».

Приблудный вполне разделял с Есениным «славу скандалиста», хотя зачинщиком большинства драк и скандалов, по её мнению, был именно Есенин, а Ивану приходилось выступать в роли его защитника.

Возможно, что Иван Приблудный послужил Михаилу Булгакову прототипом (или одним из прототипов) для создания образа Ивана Бездомного. В частности, в пользу этой версии свидетельствуют некоторые совпадения между реальными фактами из биографии Приблудного и описанными в булгаковском романе деталями похождений Бездомного (потасовка в ресторане).

По мнению некоторых исследователей, Приблудного можно — в поэтическом смысле — смело считать учеником Есенина и в этом отношении примыкавшим к школе новокрестьянских поэтов. Так, отмечается влияние есенинских рифм и мотивов (антиурбанистика, разочарованность в людях, поэтизация природы и т. д.) на поэзию Приблудного.

С другой стороны, те же исследователи констатируют, что поэтика Приблудного вместе с тем отлична от поэтики Есенина отсутствием романтизации и мифологизации природно-национального; конфликт между природно-национальным и социальным в поэзии Приблудного описывается в более упрощённой форме, нежели у Есенина, и посредством более реалистичного поэтического языка. Кроме того, называется и такое отличие поэзии Приблудного от новокрестьянских поэтов старшего поколения как не свойственный последним оптимизм, при этом отмечается, что «стих Приблудного более энергичен и мажорен, что соответствует и более жизнерадостному мироощущению самого поэта».

Некоторые стихотворения Приблудного (как, например, Прощай, подруженька, ты девочка гулящая…) получили хождение в виде песен. Так, Приблудному приписывается сочинение одного из «канонических» вариантов знаменитой песни «Мурка».

Во второй половине 1920-х годов Приблудного вербует ОГПУ в качестве своего секретного агента-осведомителя. Однако поэт не оправдывает ожиданий чекистов: в 1931 году Приблудный фактически рассекречивает себя, а в ОГПУ сообщает, что оно «преувеличивает политическое значение поступающих в его распоряжение агентурных данных о политической нелояльности поведения тех или иных лиц».

Поэта арестовывают 17 мая 1931 года и ссылают в Астрахань.

Возвратившись из ссылки в Москву в 1935 году, был вынужден жить у бывшей жены, поскольку собственного жилья у него не было. Затем поселился в комнате одной из полуподвальных квартир в доме на Малой Дмитровке). Существовал на случайные заработки, жил в нищете. Пытался вступить в Союз писателей СССР, но ему было отказано.

Второй арест — 7 апреля 1937 года. Обвинен в участии в мифической контрреволюционной террористической организации поэтов, подготовке терактов против руководителей большевистской партии и правительства СССР. По некоторым свидетельствам, находясь в тюрьме, Приблудный сочинял ёрнические стихи в адрес наркома НКВД Н. Ежова. Осужден 13 августа 1937 года Военной коллегией Верховного Суда СССР, приговорен к расстрелу. Казнён немедленно после вынесения приговора вместе с ещё 26-ю приговорёнными в тот день, в числе которых были литераторы Николай Зарудин, Борис Губер и Александр Воронский.

Реабилитирован посмертно 24 ноября 1956 года, в 1985 году посмертно принят в члены Союз писателей СССР.


Дата последнего изменения: 26 Сен 2023 15:24