Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
 25 Сен 2024 15:39

Ночники 2024: Юдифь, Сказка о царе Салтане, Стационарный смотритель, Скупой рыцарь

Ещё пара слов о мотиве Юдифи и Олоферна у Пушкина

В чём оригинальность обращения Пушкина к этому популярному библейскому сюжету?

Александр Пушкин «Когда владыка ассирийский…» (1835)

В отличие от коллег, Пушкин поэтически развёртывает перед читателем не кульминацию или финал, а самое начало библейской легенды и акцентирует внимание на внутренней силе Ветилуи, иудейского города, осаждаемого Навуходоносором. Ветилую поэт уподобляет храброму воину, не страшащемуся врага.

Наместника ассирийского владыки, сатрапа Олоферна, Пушкин рисует «смущённым» гордостью и непокорностью Ветилуи, «препоясавшейся стеной, как поясом узорным».

Завершается отрывок образом гневливого Олоферна, «склонившего и слух и взор» перед информацией о том, что дерзость Ветилуи внушена упованием на «всевышнего царя».

Это символизирует будущее поражение Олоферна. Тем самым Пушкин ставит основной акцент на внутренней свободе Ветилуи — на её свободолюбии и подчинении лишь «высшему судие».

И, над тесниной торжествуя,
Как муж на страже, в тишине
Стоит, белеясь, Ветилуя
В недостижимой вышине.

Сатрап смутился изумленный —
И гнев в нём душу помрачил…
И свой совет разноплеменный
Он — любопытный — вопросил:
«Кто сей народ? и что их сила,
И кто им вождь, и отчего
Сердца их дерзость воспалила,
И их надежда на кого?..»
И встал тогда сынов Аммона
Военачальник Ахиор
И рек — и Олоферн со трона
Склонил к нему и слух и взор.

Либретто для оратории Скарлатти взял у своего современника Метастазио. Как и Скарлатти в 17 веке, Пушкин не акцентирует внимание читателя на интимном контакте Юдифи с Олоферном, после которого утомлённый наместник впал в сон и был обезглавлен находчивой Юдифью. Сложилась литературная традиция деликатно обходить эту деталь стороной.

Для Скарлатти на переднем плане — исполнение Юдифью божественной воли. Для Пушкина — самосознание целого народа.

Погубить Олоферна не способен слишком незрелый царь Ветилуи. Юдифь же ведома божественным наущением и потому обречена одержать победу. Опера завершается ликованием народа, славящего небесного владыку, под чьим заступничеством даже слабая вдова сильнее могучего сатрапа Навуходоносора.

Для Пушкина же важнее всего свободолюбие Ветилуи, не ставящей земного царя выше царя небесного. Эта мысль выражена через ряд риторических вопросов:

«Кто сей народ? и что их сила,
И кто им вождь, и отчего
Сердца их дерзость воспалила,
И их надежда на кого?..»

Наконец, этот же мотив в интерпретированной форме встречается у Дж. Толкиена в третьей части «Властелина колец»: хрупкая роханская дева Эовин побеждает могучего назгула, приспешника Тёмного владыки. Как у в библейской легенде, это символизирует победу нравственной чистоты над нечестивой силой. Сила не в физической силе, — а в правде.

Сказка о царе Салтане Александра Пушкина рассказывает о семье, которая сумела преодолеть множество препятствий на своём пути и воссоединиться после долгих дней разлуки.

Произведение также говорит о зависти, лжи и предательстве.

Сюжет:

Разговор трёх сестёр за рукоделием заходит о том, что бы они смогли сделать для царя. Последняя девушка заявляет, что родила бы ему богатыря. Царь слышит беседу девушек и женится на младшей из них. Пока государь на войне, молодая царица рожает сына. Её сестры и баба Бабариха подменяют её письмо и послание царя. Так царицу «с приплодом» отправляют в бочке по морю. Волна выбрасывает мать с сыном на необитаемый остров Буян. Здесь молодой князь спасает из когтей коршуна прекрасную лебедь. Она благодарит его и обустраивает с помощью волшебства жизнь князя и его матери самым лучшим образом. Лебедь помогает Гвидону трижды побывать в царстве Салтана, выполняет его желания и в конце сказки выходит замуж за молодого князя.

Царь Салтан держит обещание и прибывает на остров к князю Гвидону, узнает свою жену, и семья воссоединяется. От радости государь даже прощает родственниц жены и бабу Бабариху.

Повесть «Станционный смотритель» А. С. Пушкина:

На почтовую станцию между Смоленском и Петербургом приезжает стройный и бойкий гусар. Ему понравилась дочка станционного смотрителя (сменщика лошадей) Дуня, красивая и смышлёная девушка, которую отец очень любил. Гусар притворился больным, чтобы на несколько дней остаться на станции. Вскоре он стал приятелем смотрителя и его дочки.

Уезжая, гусар предлагает Дуне подвезти её до местной церкви, к службе, и увозит. Вечером обеспокоенный смотритель не находит свою дочь ни в храме, ни на соседней станции. Не появляется она и в последующие дни.

Смотритель берёт отпуск и едет в Петербург. Находит дочь в доме гусара, довольную и модно одетую. В дом гусара он наносит два визита. В первый раз гусар сует старику какие-то деньги. Тот их выбрасывает. Во второй раз гусар выгоняет пожилого смотрителя на улицу.

Расстроенный почтовый служащий возвращается обратно на свою станцию. Пьёт горькую, спивается, умирает. Потом его могилу навещает богато одетая барыня с детьми.

Пьеса «Скупой рыцарь» Александра Пушкина:

Молодой рыцарь Альбер жалуется своему слуге Ивану на безденежье, на скупость старого отца-барона и на нежелание ростовщика-еврея Соломона ссудить ему денег взаймы. Во время разговора с Альбером еврей намекает, что получение долгожданного наследства можно приблизить, отравив скрягу-отца. Рыцарь в негодовании изгоняет Соломона вон.

Пока старый барон чахнет в подвале над своими сокровищами, негодуя по поводу того, что наследник когда-нибудь спустит всё накопленное им с таким трудом и при упорной борьбе с собственной совестью, Альбер подаёт местному герцогу жалобу на родителя.

Спрятавшись в соседней комнате, он подслушивает беседу герцога с отцом. Когда старый барон начинает обвинять сына в намерении убить и обокрасть его, Альбер врывается в залу. Отец бросает сыну перчатку, тот с готовностью принимает вызов.

Герцог в возмущении отнимает у Альбера перчатку и изгоняет его из своего дворца, после чего обращается с упрёком к барону. Но тот умирает, провожаемый словами герцога: «Боже! Ужасный век, ужасные сердца!»

Последние мысли умирающего старика всё так же обращены к стяжательству: «Где ключи? Ключи, ключи мои!..»


Дата последнего изменения: 25 Сен 2024 15:45