Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
 26 Фев 2024 16:45

Семья в картинах 3

«Утро». 1904 год, Холст, масло, Государственный Русский музей
«Утро». 1904 год, Холст, масло, Государственный Русский музей  Кустодиев Борис Михайлович(1878-1927)

Борис Кустодиев родился (23 февраля (7 марта) 1878 года в Астрахани в семье преподавателя философии, логики и литературы местной духовной семинарии. Родители Бориса любили русское искусство и как могли старались передать эту любовь своим детям.Мать художника, Екатерина Прохоровна, всячески старалась прививить своим детям любовь к высокому искусству – театру, литературе, живописи, что в конце концов и определило будущее Бориса, детство которого проходило в условиях патриархального быта небольшого провинциального русского городка.
«Зима. Крещенское водосвятие» 1915 год, холст, масло, Государственный Русский музей.

Когда Борису было два года, скоропостижно скончался отец, но семья смогла обеспечить мальчику достойное образование, и после окончания духовного училища, юноша в 1892 году продолжил обучение по настоянию матери в Астраханской духовной семинарии, одновременно начав посещать занятия местного живописца, выпускника Санкт-Петербургской Академии художеств Павла Власова, организовавшего в Астрахани Кружок любителей живописи и рисования.
Занимаясь в кружке, Борис Кустодиев познакомился с азами будущего ремесла, а проницательный учитель, Павел Власов, увидев большое природное дарование своего ученика, заставил его поверить в свои силы и сумел убедить в дальнейшем его мать(что было очень непросто, учитывая её мечты относительно будущего сыны) в том, что юноше необходимо продолжить учиться в столице…..

Постепенно, следуя доводам своего учителя, Кустодиев принимает решение продолжить образование, как живописец. Власов хотел, чтобы Кустодиев поступил в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества(МУЖВЗ), где он сам занимался до Академии под руководством знаменитого художника-передвижника Василия Перова. И в мае 1896 года юноша, не окончив курса, покинул семинарию и отправился в Москву.
Но случилось так, что его не приняли, а причиной тому оказался возраст юноши. На момент поступления в МУЖВЗ нужный для поступления возраст уже прошел, Кустодиев оказался «переростком»(ему уже исполнилось 18 лет).

Шитье приданого. 1866. Третьяковская галерея
Шитье приданого. 1866. Третьяковская галерея  Василий Максимович Максимов (1844 - 1911)

Художник Василий Максимович Максимов (1844 - 1911) умер в 67 лет - нищим, больным и сильно пьющим. И начале жизни ему пришлось преодолеть немало трудностей. Но в определённый момент ему и самому могло показаться, что жизнь таки удалась! Его картины тепло принимают на выставках передвижников, их охотно покупает для своей коллекции Павел Третьяков, газеты публикуют восторженные отзывы критиков и даже любимая девушка сказала "Да!". Но обо всём по порядку...

Василий Максимов - сын крестьянина, родился в деревне Лопино Петербургской губернии. Во всей деревне только семья Максимовых была грамотной - отец сам учил детей читать.

Отца не стало, когда Василию было шесть лет. Мать определила его в школу при монастыре. Василию было 10 лет, когда его мать, разгружая дрова, долго стояла в ледяной воде, - заболела и умерла. Мальчик остался послушником в монастыре. Он будет с благодарностью вспоминать иеромонаха Антония Бочкова, который познакомил его с произведениями Гоголя, Крылова, Плутарха, стихами Пушкина.

Повзрослевшего Василия брат на возу с сеном отвез в Петербург - там он поступил в иконописную мастерскую. Приходилось то и дело сбегать из одной мастерской в другую - один хозяин бил, другой сжигал книги. Чтоб заработать на пропитание, юноша писал портреты местных торговцев.

После пяти лет, проведенных в иконописных мастерских, Василий стал сначала вольнослушателем Академии Художеств. Параллельно с ним учились такие крупные художники, как Поленов и Репин. И Репин позже вспоминал, что Максимов «шел одним из первых в первом десятке». Максимов был талантлив во всем: хорошо пел , писал стихи, играл в спектаклях, увлекался офортом и резьбой по дереву .

В 1863-м Максимов только появляется в Академии, а в 1864-м уже получает золотую медаль - за картину "Больное дитя". Сюжет, увы, не придуман: в деревне на глазах у художника умерла его 10-летняя племянница. Лица убитых горем отца и матери художник списал со своего брата и его жены. Чтобы дописать одежду, поточнее изобразить складки на ней, изготовил из соломы и пакли куклу - получилось настолько правдоподобно, что проходившие мимо крестьяне пугались и, крестясь, на всякий случай здоровались с ней.

Дедушка глуховат, 1889
Дедушка глуховат, 1889  Иван Андреевич Пелевин

Иван Андреевич Пелевин родился в 1841 году в Петербурге. Данных о его жизни не так уж много, поэтому сегодня не будет длительного биографического рассказа. Шестилетнее обучение в Академии художеств нельзя сказать, что закончилось успехом, ведь он окончил курс (в 1862-м году) всего лишь неклассным художником, то есть с низшим из возможных званий. Однако перед нами тот нечастый случай, когда художник пошел вверх по карьерной лестнице уже после окончания обучения, то есть быстро совершенствуя навыки на практике.

Уже спустя два года ему выдают звание классного художника III-ей степени, а в 1869 году он совершит сразу же резкий "скачок" в академики за ряд жанровых картин, созданных и представленных в том же году на академической выставке. Позднее он единственный раз поучаствует и в выставке передвижников, но все же это было явно не его. Известный своими критическими замечаниями, историк искусства Александр Бенуа так напишет о нем, сравнивая его, кстати говоря, с вполне уважаемым передвижником, "святой простотой":

роме живописи Пелевин еще занимался мозаикой, в частности он привлекался к мозаичным работам в Исаакиевском соборе Петербурга. Через несколько лет живописец уедет из столицы и поедет за запад империи, дабы "служить при генерал-губернаторе Виленском, Ковенском и Гродненском".

«Опять двойка», 1952 год, холст, масло, 93 × 101 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва
«Опять двойка», 1952 год, холст, масло, 93 × 101 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва  Решетников Фёдор Павлович (1906-1988).

Фёдор Решетников родился в селе Сурско-Литовском (ныне Днепровский район Днепропетровской области Украины) в семье иконописца. Учился на рабфаке искусств в Москве, поступил во ВХУТЕИН, где занимался в 1929–1934 годах, в частности у Д. С. Моора.

В 1953–1957 годах преподавал в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова, в 1956–1962 годах — в Московском педагогическом институте имени В. И. Ленина. Автор известных работ «Прибыл на каникулы» (1948, Третьяковская галерея) и «Опять двойка» (1952). Автор книг «Моя работа над картиной “Опять двойка”» (М., 1955) и «Тайны абстракционизма» (М., 1963). Действительный член Академии художеств СССР с 1953 года, член президиума (1953–1958, 1962–1966, 1970–1974), вице-президент (1974–1987). Член Союза художников СССР.

Рассказ об этом замечательном художнике, работы которого хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, а также в многочисленных частных собраниях России, Украины Франции, США, Канады и других стран, продолжает серию наших публикаций.

Фёдор родился вторым ребенком в семье, и тяга к изобразительному искусству была заложена у него с детства, как и у его старшего брата Василия, который в желании продолжить семейное дело пошел по стопам отца, получил от него начальные знания, касавшиеся основ художественного мастерства и поступил в свое время в Киевское художественное училище. Брат тоже мечтал о карьере иконописца, но жизнь рассудила по-другому. Завершить обучение и получить законченное профессиональное образование ему не довелось. В 1909 году умерли отец и мать, и старшему брату пришлось взять на себя заботу о младших, чтобы их воспитывать и содержать семью, а у Фёдора был еще младший брат Иван.
Новоявленный глава семьи занялся росписью церквей и храмов, а дома в свободное время писал лики святых. Маленький Федя, которому очень нравилось все, что было связано с процессом рисования, всеми силами старался помогать старшему брату, растирал краски, готовил холсты и кисти.
И только третий брат Иван выказывал полное равнодушие к тому, чем занимались старшие, он был молчалив и задумчив, что, впрочем, не помешало ему в будущем искренне и самозабвенно увлечься революцией…
Достоверные биографические данные о нем долгое время отсутствовали, и следы были утеряны. В дальнейшем все трое встретились на короткое время в Мариуполе в 30-х годах, после чего каждый пошел своей дорогой.
«Опять двойка» была написана художников в 1952 году и вызвала небывалый интерес. Картину изучали в школе, по ней писали бесчисленное количество сочинений, а сам школьник стал настоящим назиданием для молодого поколения учиться хорошо, чтобы самим не стать таким же грустно-комичным героем. Решетников решил продолжить выбранную тему, и через два года появилась новая картина на ту же тему — «Переэкзаменовка» — продолжение истории, где действует тот же главный герой. Так появился знаменитый цикл из трех картин: «Прибыл на каникулы»,«Опять двойка» и «Переэкзаменовка». И мало кто обращал внимание на то, что автор на двух из трех своих работоставил своеобразный посыл: в «Двойке» на стене красуется «Прибыл на каникулы», а в «Переэкзаменовке» там же расположена «Опять двойка».


Дата последнего изменения: 26 Фев 2024 16:55