Антонину Ржевскую в начале двадцатого века называли первым художником среди русских женщин-живописцев. Она стала второй и последней женщиной-художником, принятой в Товарищество передвижных художественных выставок.
Художник Антонина Леонардовна Ржевская (урождённая Попова) родилась в феврале 1861 года в состоятельной дворянской семье Поповых, в городе Ржеве Тверской губернии.
В 1875 году Леонард Николаевич Попов, отец будущего художника, разорился и семья Поповых, в которой кроме Антонины было ещё двое детей, переехала в Тверь, где Антонина поступила в Мариинскую женскую гимназию.
После переезда семьи в Москву Антонина Леонардовна училась в Четвертой женской гимназии, с 1880 года, как вольнослушатель, посещала занятия в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (мастерская В.Е. Маковского), брала уроки живописи у художника Н.А. Мартынова.
В 1886 году вышла замуж за представителя старинного дворянского рода Николая Фёдоровича Ржевского.
— Николай Федорович впервые увидел свою будущую жену, когда она плясала. Какой-то её прапрадед женился на таборной цыганке, так что у бабушки была цыганская кровь… Дедушка дважды делал предложение Антонине Леонардовне, на второй раз она согласилась. Гораздо позднее художник Константин Юон приехал к моему папе — Василию Алексеевичу Ватагину — и привез рукопись воспоминаний некой художницы (фамилию ее я забыла), учившейся вместе с бабушкой в Училище. Она писала: «Бедный Костя Коровин (известный художник-импрессионист — ред.) сразу же влюбился в Тоню Попову, но взаимности не получил. Она вышла замуж за Ржевского и родила ему двоих дочерей.
Воспоминания Ирины Ватагиной (внучки А.Л. Ржевской)
Молодая семья поселилась в Москве, где Николай Ржевский построил новый дом в Селезнёвском (Сущевском) тупике. А на крыше этого дома устроил мастерскую для своей любимой жены.
— Свекровь бабушки не одобряла ее занятий живописью: тогда это считалось для женщины неприличным. Другое дело дедушка — Николай Федорович Ржевский. Едва ли он очень хорошо разбирался в живописи, будучи человеком совсем другого круга, но так любил бабушку и ценил ее талант, что выстроил для нее мастерскую под стеклянной крышей на верхнем этаже дома.
Воспоминания Ирины Ватагиной (внучки А.Л. Ржевской)
С 1892 года Антонина Ржевская начала выставлять свои работы на художественных выставках. Картина «Сироты» была приобретена, в 1893 году, в галерею известного московского книгоиздателя К.Т. Солдатенкова.
С 1897 года Ржевская становится экспонентом Товарищества передвижных художественных выставок. Представленная на юбилейную выставку «Товарищества» картина «Весёлая минутка» стала настоящим украшением выставки и большим успехом художника. «Весёлую минутку», ещё до официального открытия выставки, купил, для своей знаменитой галереи, П.М. Третьяков. Кстати, картина была выставлена без указания фамилии автора – Ржевская не хотела лишних пересудов в обществе, которое бы явно не одобрило художницу-дворянку.
Родился он 10 января (по новому стилю) 1875 года в селе Медвенке Курской губернии. Отец его был малярм и иконописцем. Мальчик рано начал помогать ему, тогда и проявились у него незаурядные способности к рисованию. Отец определил сына на учебу в иконописную школу при Киево-Печерской лавре.
Двадцатилетний Е. Чепцов отправился " на заработки" в Петербург. Работал художником в журналах, позже поступал в мастерскую, одним из основателей которой был И.Е. Репин. В 1903 году Чепцов совершает первую поездку за границу, принимает участие в росписи храма во Флоренции.
С 1905 по 1911 год Е.М. Чепцов учится в Академии художеств. Сильное влияние на формирование его взглядов и мастерства оказали преподававшие в Академии замечательные художники И.Е. Репин, В.Е. Маковский.
В 1911 коду за картину "У доктора" Е.М. Чепцов получал звание художника и право на заграничную кокандировку. Он посещает художественные музеи Берлина, Вены, Парижа, Флоренции, Рима, а затем поселяется на острове Капри. Здесь художник познакомился с A.M. Горьким. Ряд своих работ Чепцов посвятил Италии.
Возвратись в Россию, Е.М. Чепцов зимой живет в Петрограде, а на лето приезжает на Родину, в Медвенку. Здесь он делает многочисленные зарисовки, этюды. Художник хорошо запомнил напутствие великого Репина: "Не пишите Италию, пишите Курскую губернию". В своих работах этого времени Чепцов правдиво показывает тяжелую жизнь русского крестьянства.
В Медвенке Чепцов встретил весть о Великой Октябрьской революции, здесь он жил и работал в первые годы Советской власти. Художник зорко всматривается в разбуженную животворным дыханием революции сельскую действительность, сам активно включается в культурно-просветительную работу на селе, создает любительский театральный коллектив.
В 1922 году Е.М. Чепцов уезжает на постоянное жительство в Ленинград, где вступает в Ассоциацию художников революционной России (АХРР). Но и позже Чепцов часто приезжал в родные места, подолгу жил в Медвенке. Родная курская земля служила ему источником новых впечатлений, обогащала новыми темами.
Созданные Е.М. Чепцовым в 1924-1926 годах картины "Заседание сельской ячейки", "Переподготовка учителей", "Проведение дня кооперации в деревне" явились одними из первых произведений советской живописи о послереволюционной деревне. Они привлекли широкое общественное внимание живым интересом их автора к новым социальным и культурным явлениям деревенской жизни, точностью бытовых деталей, правдивым изображением облика и глубоким раскрытием характеров новых людей молодого советского общества.
Отмечая достоинства картины Е.М. Чепцова "Заседание сельской ячейки", глубокое раскрытие характеров, изображенных на ней новых людей деревни, сельских коммунистов, А.В. Луначарский писал. "Стоя перед этой картиной, невольно говоришь себе: вот те, кто более всего способствовал победе революции! И невольно проникаешься любовью к этим людям, как после прочтения книг Фурманова".
И позднее Чепцов писал произведения на темы сельской жизни. Во многих своих картинах ("Уборка урожая", "Прополка свеклы") он стремился передать радость мирного труда, новь колхозного села.
Ефим Михайлович был великолепным портретистом и мастером пейзажа. На его полотнах ярко отображена своеобразная красота природы родного и бесконечно дорогого ему курского края.
Широко известны картины Е.М. Чепцова, посвященные Великой Отечественной войне: "Последние известия с фронта", "Среди родных". В них художник запечатлел суровую героику той грозной поры, мужество героев фронта и тружеников тыла, ковавших победу над коварным и сильным врагом. Говоря об этих героях, Ефим Михайлович подчеркивал, что при создании их стремился "к большой простоте и углубленности в разработке темы".
Ефим Михайлович вел большую преподавательскую работу. Многие его ученики стали известными художниками.
В 1946 году Е.М. Чепцову было присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Многие работы Е.М. Чепцова, созданные им в различные периоды творчества, экспонируются в Курской областной картинной галерее имени А.А. Дейнеки. На курской земле живут люди, послужившие прототипами героев многих произведений замечательного мастера.
Художник продолжал трудиться до последних дней своей жизни.
Умер Е.М. Чепцов в 1950 году.
26 августа 1913 года, родился Константин Александрович Титов – астраханский художник-живописец, член Союза Художников СССР, заслуженный художник РСФСР, председатель астраханского отделения Союза художников, преподаватель Астраханского художественного училища им. П.А. Власова.
Свой творческий путь он начал с вечернего отделения Астраханского художественного училища, в которое поступил в 1930 году, но закончить училище сразу ему не удалось: надо было работать и помогать семье. Поэтому Константин Александрович овладел профессией слесаря-моториста, но в свободное время продолжал рисовать и совершенствовать свои художественные навыки. При первой возможности он снова вернулся к учебе сначала в училище, а затем в Ленинграде, где в 1937 году поступил в Ленинградскую академию художеств. Однако его учебу прервала Великая Отечественная война. Константин Александрович всю блокаду работал слесарем-регулировщиком на оборонном заводе и только в июне 1946 года закончил академию и вернулся в Астрахань. Его дипломной работой стало полотно «Ленинград в дни блокады».
С 1947 года К.А. Титов начал активно принимать участие в различных выставках. В своих работах он изображал в основном то, с чем знаком лично: природу Каспия, волжские просторы, трудовые будни рыбаков. Особый интерес у него вызывал растительный и животный мир нашего края, а также тема революции. Художник работал и в таком сложном жанре как книжная иллюстрация.
Нелегок был путь становления Константина Александровича как художника. Однако он преодолел все трудности, которые ему преподносила судьба. Обучаясь у таких мастеров художественного искусства как П.А. Власов, Б.В. Иогансон, В.А. Серов, А.Д. Зайцев, он не только смог стать профессионалом в своем деле, но и получил педагогические навыки, которые позволили ему стать мудрым наставником уже для своих учеников и передать им свое мастерство.
Константин Александрович Титов с детства мечтал стать художником, и его мечта осуществилась. Его страсть к живописи переняли сыновья Александр и Дмитрий, которые пошли по стопам родителей (жена Константина Александровича – Евдокия Дмитриевна Титова – тоже художница), оба закончили Ленинградский художественный институт.
К.А. Титов скончался в 1997 году. Память о нём жива благодаря работам, которые хранятся во многих музеях России и частных зарубежных коллекциях.
Эльза Давидовна Хохловкина родилась 5 ноября 1934г. в Донецке.
В 1946 г. поступила в МСХШ, которую окончила в 1953 г. с Золотой медалью и поступила в МГХИ им. В.И.Сурикова на живописный факультет. Училась у П.Д.Покаржевского, Г.Г.Королёва, П.П.Соколова - Скаля. В 1959 г. окончила институт дипломной картиной "Лыжники в Сокольниках". По окончании института выполняла заказ Академии Художеств под руководством А.А. Пластова и Т.Г.Гапоненко. Картина"Хохломские мастерицы" находится в Музее русского искусства в г. Казань.
С 1958г. - участник Молодёжных, городских и региональных выставок.За участие в выставке "Московские художники - 50-летию Октября" в 1967г.Э.Д. Хохловкина была отмечена дипломом.
Художник придерживается реалистического направления; работает в жанре картины, пейзажа, натюрморта и портрета в технике масляной живописи. Принимала участие в выставках живописи в Японии, Финляндиии Китае.
Картины Э.Д.Хохловкиной находятся в галереях Парижа, Южно-Сахалинска, Барнаула, Казани, Забайкалья, Туркмении, Таджикистана, Японии, Финляндии и Молдавии.